Недавно знакомые съехали с квартиры, не прожив и недели: в новогодние праздники им на два дня отключили воду, потом оказалось, что к перебоям с водой здесь привыкли, а сантехник навещает этот дом практически каждый день. Вообще-то сами виноваты: увидели только то, что им показывали — ухоженную квартиру, но не обратили внимания на скудный напор, не поговорили с соседями.
К чему я это вспомнила? К тому, что объем информации, которую надо учесть при покупке квартиры, сложно представить заранее. Напор воды, работа лифта, добродушие соседей, качество отопления, звукоизоляция стен, целостность крыши, состояние труб, перекос дверей, повышенная влажность, тараканы, вид из окна, парковка… Хорошо, когда рядом стоит человек, видящий квартиры насквозь. Хорошо, когда он защищает твои интересы. Хорошо, когда удалось найти надежное агентство недвижимости и честного риэлтора. А, кстати, как? Как их найти?
Подход, проверенный временем
Критерии выбора агентства недвижимости за время кризиса не изменились. Так же на первом месте стоят рекомендации друзей и знакомых, на себе испытавших сервис и честность риэлторов. Далее идут:
- стаж работы на рынке (в России «возраст» старожилов начинается с 1990 года). Стаж говорит о том, что у клиента больше возможностей проверить репутацию компании.
- Масштаб компании (при прочих равных условиях, крупное агентство – это серьезный бизнес и его владельцы стараются работать ответственно). Впрочем, и небольшое агентство может работать очень квалифицированно.
- Офис, желательно не арендованный, а собственный (если риэлтор ни разу не пригласил вас в офис агентства, задумайтесь о том, честно ли работает такая компания и такой человек).
- Сайт в интернете (хорошо, когда здесь размещается не только информация по объектам недвижимости, включая элитную и коммерческую, но и анализ рынка недвижимости). Можно посмотреть, что об этой компании пишут на форумах.
- Профессионализм сотрудников (участвует ли агентство в программах добровольной сертификации качества риэлторских услуг, и имеют ли ее сотрудники квалификационные аттестаты). Ведь, чтобы получить аттестат, нужно перелопатить множество специальной литературы и сдать экзамен не в агентстве, а на уровне города.
- Отношение к клиенту (кто и как вас принимает, насколько квалифицированно сотрудники ответят на вопросы, сколько времени вам уделят).
- Размер комиссионных (клиент должен точно знать, сколько стоят услуги агентства).
- Юридическое оформление взаимоотношений (бланки договоров, которые вам предлагают подписать, желательно показать независимому юристу).
- Реклама (если агентство тратит значительные суммы на рекламу (в том числе в кризисные годы), если оно оплачивает членские взносы в профессиональные ассоциации, ему можно доверять, поскольку мошенники на такие серьезные расходы не пойдут).
- Участие в общественных организациях риэлторов (если агентство состоит в рядах Нижегородской Гильдии Сертифицированных Риэлторов, это дополнительный плюс). Узнать подобную информацию можно по телефону НГСР: 439-74-04.
- Награды (дипломы, сертификаты и награды свидетельствуют о признании компании коллегами и клиентами).
Так выбирают риэлторы
Интересно, а как сами риэлторы выбирали бы посредника для заключения сделок с недвижимостью?
Если подвести короткий итог, то они ценят узкую специализацию, точную терминологию, грамотную презентацию и деловую активность. И еще — понимание, что риэлтор за своего клиента «порвет».
Узкая специализацияпредполагает, что агент не пытается заниматься и землей, и коммерческой недвижимостью, и новостройками, и старыми домами. Как учитель не пытается преподавать и географию, и алгебру, и физкультуру, а врач не берется лечить геморрой, СПИД и глаукому. А вот когда в агентстве есть риэлторы-асы по первым этажам (по последним этажам, по хрущевкам), это вызывает у коллег даже зависть. Ведь свою нишу они знают досконально.
Точная терминологияпоказывает, что риэлтор четко понимает, о чем говорит (и говорит о том, что понимает). То есть у него порядок в мозгах: вся информация разложена по полочкам, и среди этих полочек он отлично ориентируется.
Грамотная презентация дает понять, как собранно и эффективно профессионал будет действовать во время показов и просмотров, не упустит ли важного, удержит ли внимание.
Деловая активность демонстрирует, что вы связались не с лентяем, а с человеком, который готов работать
«Порвет» — то есть будет отстаивать интересы клиента до победного конца всеми средствами, которые есть в его распоряжении. И не пойдет на закулисную сделку с представителем покупателя.
Вот что говорит Игорь Червяков, руководитель интернет-проекта «Национальная единая риэлторская сеть» (www.ners.ru): «Как и стоматолога с адвокатом, риэлтора ищут по рекомендациям от людей, которым вы доверяете.
Когда сам был на рынке жилья последний раз, купил информационные носители, отследил по объявлениям телефоны тех, кто пасется в нужном мне районе, прозвонил всех, пощупал словесную адекватность в нужном мне вопросе, из чего смог определить, насколько данные собеседники ориентируются в теме. Особенно хорошо они мониторятся, когда расспрашиваешь о продаваемом ими объекте, да еще в неудобное время, ближе к полуночи, например. Сделал выводы, ведь они так же будут продавать и мою недвижимость.
Взял пяток адресов фирм, проехал по всем, подышал их воздухом, иконостасы посмотрел на стенах. По ним видно, давно ли они на рынке, как видят свою роль на рынке, т.е. будут ли они размениваться на скрытые комиссии и другие способы обмана. Расспросил о способах продвижения объектов, сколько денег они потратят на рекламу, где и как будут рекламировать мой объект. Задал вопросы по другим СМИ, нужно ли добавить в медиа-план то или иное издание, есть ли у них там скидки и т.д. и т.п».
Этот текст требует некоторых комментариев.
«Информационные носители» – газеты, которые публикуют рекламу агентств недвижимости.
«Словесная адекватность» – включает компетентность, вежливость, грамотную речь.
«Подышал их воздухом» – посмотрел, как разговаривают с клиентами, как общаются между собой, в каких условиях работают…
«Иконостасы на стенах» — оригиналы учредительных документов (свидетельство о регистрации, устав, учредительный договор), аттестаты и сертификаты, свидетельства об участии в профессиональных общественных организациях, внятная информация для клиентов (кто директор, кто имеет право подписи на документах и т.п.).
«Медиа-план» — расписание размещения рекламных материалов с учетом телевидения, прессы, радио, наружной рекламы.
Дмитрий Кабанов, риэлтор из Липецка, на форуме написал: «Я бы, наверное, поступил так же, как недавно выбирал шторы. Так как никто в нашем окружении в ближайшее время не заказывал себе штор, спросить было не у кого. Поэтому мы просто сели в машину и поехали по салонам. Останавливали свой выбор на крупных салонах в просматриваемых с автомобиля местах, тех, что находятся на центральных улицах.
Заходя внутрь, смотрели на ассортимент, каталоги и общались с менеджерами... Остановившись на трех, мы заказали дизайнера на дом. Услуга эта платная от 500 до 1000 рублей, которые при заказе входят в стоимость. Мы решили, что лучше потеряем эти деньги, но будем иметь больше идей для выбора. Уже дома, по тому, как дизайнеры смотрелись, что советовали, что спрашивали, что и как мерили, сделали выбор в пользу одного магазина. Вот, наверное, как-то так и наши клиенты выбирают себе агентство».