Рунет заинтересовался заграничной и загородной недвижимостью
Рынок недвижимости в России еще окончательно не пришел в себя после кризиса, несмотря на возобновление кредитования и рост количество сделок — общий интерес к рынку после бурного весеннего роста вновь вернулся к показателям начала 2010 года. Рынок меняется и трансформируется — пользователи сети стали меньше интересоваться городской и коммерческой, зато растет интерес к загородной и зарубежной недвижимости. Все эти факторы влияют на показатели сектора недвижимости в сети, хотя и обращения к интернету несут в основном ознакомительный характер – производится мониторинг цен и предложений, читаются новости и исследования по рынку, подбираются программы страхования и кредитования.
RUметрика, на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100, результатов собственного онлайн-опроса, показателей сервиса контекстной рекламы Бегун и данных других аналитических компаний представляет результаты исследования сектора недвижимости в интернете: аудитории сектора и тематических ресурсов, интересов пользователей в рассматриваемой тематике, прибыльности сектора в сети. Исследование охватывает период с начала 2009 по октябрь 2010 года.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕКТОРА НЕДВИЖИМОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
- В сентябре 2010-го суточная аудитория сектора недвижимости в рунете составила 826 тысяч пользователей (+4% за год)
- Пик посещаемости сектора за год – 1,05 млн посетителей в сутки в апреле, минимум – 710 тыс. в июле
- В сентябре 2010 года в Топ-20 сайтов сектора недвижимости вошли региональные ресурсы по недвижимости и соцсеть, выбыли сайты риэлтерских агентств
- За полгода пользователи сети стали меньше интересоваться городской (-12%) и коммерческой (-14%) недвижимостью, зато возрос интерес к загородной (+45%) и зарубежной (+7%)
- Прирост обращений пользователей к сайтам сектора произошёл по запросам «строительство недвижимости» (16%, +23% за год) и её страхование (3%, +66% за 1,5 г.)
- К осени пользователи реже интересуются покупкой (-3,5%) и съемом жилья (-8%), зато активнее продажей (+8%) и сдачей внаём (+40%)
- 69% аудитории сети черпают информацию о недвижимости онлайн, 32% у риелторов, 29% — в печати и 21 у знакомых, на долю радио и ТВ пришлось 4%
- 35% посетителей интернет-сектора недвижимости планируют покупку в ближайшие полгода – за год таких стало на 10% меньше
- С IV квартала 2009 года активность пользователей в кликах по объявлениям контекстной рекламы о недвижимости сократилась на 21,4%, а активность рекламодателей – на 28%
АУДИТОРИЯ СЕКТОРА НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ
По данным Рамблер ТОП100, суточная аудитория сектора недвижимости в сентябре 2010 года составила 826 тысяч пользователей. Это всего на 4% больше, чем год назад.
Рисунок 1. Суточная аудитория сектора недвижимости рунета, сентябрь 2009-2010 гг.
При этом за месяц посещаемость сектора возросла на 12%: минувшим летом этот показатель снизился до 710 тысяч пользователей в сутки (июль 2010-го). Для сравнения, пиковый показатель аудитории – апрель текущего года, когда суточная аудитория сектора достигла 1,05 млн посетителей.
Всплеск интереса к сектору недвижимости в апреле подстегнула крупная выставка-ярмарка «Недвижимость. Весна 2010», на которой обсуждались основные тенденции посткризисного развития сектора. Кроме того, весна – традиционное время оживления сектора, тогда как лето –хотя и горячая пора на рынке недвижимости, в сети этот сезон «мёртвый», чем и объясняется спад интереса к теме. С приходом осени тенденция роста посещаемости сектора подтверждается.
Всего за полгода сменилась четверть ресурсов в Топ-20 сектора, причём в двадцатке лидеров в сентябре не оказалось риэлтерских агентств, зато появились региональные ресурсы по недвижимости и даже тематическая социальная сеть для соседей. К слову, региональные ресурсы и тематические социальные сети – тренды рунета, объясняемые распространением интернета в регионах и всё возрастающей популярностью соцсетей, зачастую заменяющих другие способы онлайновой коммуникации. Посещаемость ресурсов из Топ-20 сайтов о недвижимости варьируется от 12 тыс. посетителей в сутки до 82,6 тысяч.
ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО НЕДВИЖИМОСТИ В РУНЕТЕ
По данным онлайн-опросов пользователей, проведённых RUметрикой, выяснилось, что хотя цены на недвижимость стали интересовать пользователей меньше чем год или полтора года назад, это по-прежнему наиболее интересная информации в секторе недвижимости – 68%. За полтора года интерес к ценам на недвижимость спал на 5,5% — в разгар кризиса интерес к ценам, подогревался СМИ, прогнозировавшими резкое падение цен к лету 2009-го.
Вдвое реже аудитория рунета интересуется объявлениями и базами данных по недвижимости (33%) – это чуть меньше чем полгода-год назад, но больше чем полтора года назад, в разгар кризиса. Иными словами, если год-полтора назад всё же интерес носил более справочный характер, то сегодня больше запросов несёт характер практический, с прицелом на совершение сделки с недвижимостью. Иными словами, различия в запросах цены и конкретных объявлений свидетельствует, что динамику рынка пользователи рунета отслеживают, однако конкретные действия предпринимают вдвое реже.
Рисунок 2. Интересы пользователей в секторе недвижимости рунета, апрель 2009 – октябрь 2010
Ещё вдвое реже в нынешнем октябре пользователи интересуются новостями рынка недвижимости (16%) – к слову, всего за полгода интерес к ним снизился примерно на треть. От 10% до 16% запросов в секторе текущей осенью касаются исследований рынка недвижимости и справочной информации о нём, оценки, сведений об ипотеке, контактов агентств и отдельных риэлторов, а также проектов и планировки различных строений. В наименьшей степени посетителей сайтов сектора занимают данные о страховании недвижимости, бизнесе в данной сфере и инвестициях (3-5%).
Стоит отметить, что рост числа обращений пользователей к сайтам сектора был продемонстрирован только по запросам «строительство недвижимости» (16%, +23% за год) и её страхование (3%, +66% за полтора года). Заметный спад обращений – по ценам, тематической информации (исследования, новости и т.п.), а также инвестициям и бизнесе в сфере недвижимости в целом.
Рисунок 3. Операции с недвижимостью, которые интересовали пользователей в последний месяц
Более того, рассматривать предложения о покупке недвижимости осенью 2010-го пользователи стали несколько реже, чем весной (54% против 56%), тогда как о продаже задумываться стали чаще: 27% против 25%. Впрочем, этот показатель всё равно вдвое ниже чем у покупки – сама динамика интересов достаточно логична и находится в рамках сезонных всплесков и падений. Ещё меньше пользователи рунета интересуются съёмом и сдачей в аренду жилья (10-12%) – тем не менее, стоит отметить, что эти показатели за последнее время выросли (осень – поиск жилья для студентов и «вчерашних студентов», например).
Рисунок 4. Источники информации, используемые пользователями при покупке/продаже/аренде недвижимости
В качестве информации о сделках с недвижимостью пользователи интернета закономерно выбирают интернет – 69% ответов. Каждый третий обращается в агентства недвижимости и риэлтерские конторы, 29% черпают информацию в печатных изданиях. Каждый пятый пользователь в качестве источника информации о покупке, продаже, либо аренде недвижимости обращается к знакомым. На долю прочих источников информации пришлось 9% голосов, из которых ТВ – 3%, радио – 1%.
ПОКУПКА-ПРОДАЖА НЕДВИЖИМОСТИ И ДОХОДЫ СЕКТОРА
Согласно онлайн-опросу пользователей от RUметрики, за минувший год доля пользователей планирующих купить недвижимость (не в долгосрочной перспективе, а в течение ближайших 6 месяцев) сократилась почти на 10% и составила 35% — чуть более трети респондентов.
Рисунок 5. Планы на покупку недвижимости в ближайшие полгода
Лидирует в запросах пользователей по-прежнему городская недвижимость – две трети пользователей в последний месяц интересовались именно этим сегментом рынка. Тем не менее этот показатель на 6% ниже чем полтора года назад и на 12% ниже отметки полугодовой давности. Впрочем, этот результат объясним – пик и пользовательской активности, и оживления рынка недвижимости приходится именно на весну, при этом городская недвижимость после кризиса несколько упала в цене, а банки снова начали давать ипотечные кредиты населению. При этом в сегменте загородной недвижимости в апреле отмечался сильный спад: -35% (не сезон, элитный сегмент), а в сентябре текущего года интерес к данному сегменту недвижимости вырос примерно до отметки полуторагодичной давности.
Рисунок 6. Сегменты недвижимости, интересовавшие пользователей в последний месяц
Растёт интерес к зарубежной недвижимости (+36% за полтора года, +7 за полгода), коммерческая осталась на уровне прошлого года, с весны потеряв около 14% обращений. Другие варианты по-прежнему волнуют 5% опрошенных. В данном случае можно прокомментировать только таким образом, что, во-первых, пик интереса о городской и коммерческой недвижимости традиционно приходится на начало года, а во-вторых – среди пользователей интернета выше процент обеспеченных людей, которым данные сегменты недвижимости могут быть интересны.
Рисунок 7. Изменение доли сектора «Недвижимость» в рекламных бюджетах и отчислениях за клик пользователей контекстной рекламы
Что касается популярности недвижимости в качестве рекламной тематики в сервисе контекстной рекламы «Бегун», то своего пика активность и рекламодателей, и пользователей достигли в конце 2009 года. С тех пор активность пользователей по кликам по объявлениям контекстной рекламы о недвижимости сократилась на 21,4%, а активность рекламодателей – на 28%.
Что касается ситуации в общем по рынку недвижимости, то на основе Индекса GdeEtotDom.ru видно, что рынок недвижимости в нашей стране хоть и медленно, но начинает пробуждаться после кризиса.