Член правления Российской гильдии риэлторов, директор по бизнес-коммуникациям Управляющей компании «Миэль» Юрий Карамаликов уверен, что законодательное регулирование на рынке недвижимости должно быть сбалансированным, иначе оно может привести к тому, что риэлторский бизнес уйдет в тень.
– Происходят определенные подвижки со стороны государственных органов. Я помню, как еще несколько лет назад председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский нам говорил: «А вы кто такие? Вас нет ни в квалификационном справочнике, нигде. Вы сначала станьте признанными людьми в государстве, а потом уже будем рассуждать на тему закона о риэлторской деятельности». Сегодня игнорировать риэлторов уже нельзя, хотя из-за того, что в последнее время на нас участились нападки. Так что появление закона сейчас очень своевременно.
– Под законом вы подразумеваете приказ Минздравсоцразвития?
– Нет, конечно, я имею в виду обсуждение концепции и начало разработки законопроекта о риэлторской деятельности. Я вообще сторонник того, что в любом отрицательном событии всегда можно найти некие положительные моменты. Вышла, допустим, известная передача о черных риэлторах. Я считаю, надо благодарить средства массовой информации за то, что они подняли эту проблему на такую высоту. Мы несколько лет талдычили то же самое чиновникам всех уровней и от нас отмахивались, как от мух. А когда это транслируется на ведущих телеканалах страны и говорится о том, что проблема действительно существует, откреститься от нее даже чиновнику невозможно. А, например, Мосгордума уже среагировала, мы провели совместный круглый стол на эту тему.
Конечно, монтаж, подтасовка и в конечном счете желтизна тоже присутствуют в наших СМИ. Но главная цель – на проблему обратили внимание – достигнута. Отлично, давайте вместе работать дальше.
– Относительно концепции законопроекта о риэлторской деятельности существует несколько точек зрения. Северо-Западная палата недвижимости предлагает идти от агента как главного персонажа на рынке. В Российской гильдии риэлторов большинство склоняется к тому, что субъектом закона должны стать компании – агентства недвижимости. Ваша точка зрения?
– Свою позицию я бы назвал маркетинговой, а не риэлторской. Есть печальный опыт 1998 года, который говорит о том, что нельзя создавать закон, который учитывает только лоббистские интересы конкретной отраслевой группы. Он не пройдет. Условно говоря, государству нужен не закон о дворниках, а закон об экологии жилого пространства, о чистоте.
Главный на рынке недвижимости – человек, который решает жилищные проблемы. От этого и надо плясать как от печки. В участвует в цепочке под названием сделка купли-продажи? Это и регистраторы, и БТИ, и нотариусы, которые заверяют документы, и страховщики, и риэлторы в том числе. Так вот в законе нужно четко прописать, кто за что отвечает. Причем не надо изобретать велосипед, ведь многое уже есть: законы о нотариате, об оценочной деятельности и так далее. Есть западный опыт, а также опыт стран СНГ, в частности, Белоруссии и Киргизии. Надо взять лучшее у соседей. Но: подход должен быть системный, и тогда будет понятно, какую нишу занимает риэлтор.
Поэтому вопрос надо ставить шире: необходим закон об операциях с недвижимым имуществом.
– Но ведь если мы говорим об операциях с недвижимостью, надо признать: законодательства о недвижимости в законченном виде в России нет.
– К сожалению, 80% всей общественной деятельности у нас уходит на то, что ответить на вопрос «кто виноват?», а вот до «что делать?» чаще всего просто не доходят. Практика российского законодательства показывает, что сначала появляется какой-то сырой закон и потом уже несколько раз дорабатывается. Я по первой профессии химик, и хорошо знаю, что несбалансированная система рано или поздно взрывается. И нам нельзя допускать этого. Если будут одни обязанности и не будет прав…
– … то мы получим закон, который стимулирует уход риэлторского бизнеса в тень.
– Мы это уже видели частично в кризис. Те компании, которые не смогли легально работать в старом режиме, перестали существовать, но люди, которые стояли за этими компаниями, никуда с рынка не делись. И теперь они работают так, что государство ничего с этого не имеет. Наша позиция в данном случае проста: если государство хочет иметь налоги с риэлторской деятельности, оно должно мотивировать заниматься этим законно. Сегодня отстраненная позиция государства приводит к обратному результату.