Согласно данным статистики, большая половина россиян верит в приметы и суеверия, причем год от года их количество растет. Социологи объясняют это страхом перед неопределенностью, неуверенностью в стабильности экономики страны. Усугубил положение и финансовый кризис. Urbanus.ru опросил специалистов ведущих агентств недвижимости и выяснил, часто ли риэлторы встречаются с суеверными покупателями, и насколько сложно работать с такими клиентами.
Магия цифр
Самые распространенные суеверия, как и в обычной жизни среднестатистического человека, на рынке недвижимости связаны с цифрами и числами. По данным компании «Усадьба», около 20% клиентов обращают внимание на номер дома, этажа или квартиры. «До сих пор у многих покупателей остается предубеждение к объектам на 13 этаже или с номером 13. Хотя есть покупатели, которые рассматривают "чертову дюжину" как счастливое число. Сочетание цифр 666 так же отталкивает 50% суеверных клиентов. При этом не обязательно их одновременное использование в номере квартиры. Достаточно и такого сочетания: дом 6, этаж 6, квартира 16», говорит управляющий директор компании Наталья Кац. Впрочем, «несчастливые числа» это головная боль не только для риэлторов, но и для девелоперов. Число 13 есть практически в каждом доме, либо как номер квартиры, либо как этаж.
И застройщики нашли выход – «чертову дюжину» можно просто изъять. Случаи, когда над двенадцатым этажом сразу расположен четырнадцатый, встречаются не так часто, да и покупателей этим вряд ли можно обмануть, номер можно повесить любой, но по порядку 13-ый этаж таковым и останется. Некоторые девелоперы поступают по-другому, располагая на воспетом в одноименном фильме Джозефа Руснака этаже технические помещения. С номерами квартир все гораздо проще. По словам Сергея Лушкина, директора по маркетингу и продажам компании «Квартал Эстейт», в домах, которые строит и продает компания, тринадцатой квартиры просто не существует: «Случается, что покупатели квартир при выборе квартиры ведут себя подобно герою в романе Пелевина "Числа", ориентируясь на "знаки", которые несут в себе арифметические комбинации из различных чисел и цифр, так или иначе связанных с приобретением квартиры: даты документов, номера домов, этажей, секций, квартир. В наших домах вы не найдете 13 квартиру именно потому, что большинство покупателей, даже не обращающих особого влияния на приметы, несколько раз подумают перед тем, как покупать квартиру с таким номером».
Бывает и так, что у конкретного клиента есть свои собственные «числовые предпочтения», отличные от общепринятых. По словам риэлтора компании «Пересвет-Недвижимость» Татьяны Майоровой, она в своей практике не раз сталкивалась с подобными пожеланиями. «У нас был покупатель, который хотел, чтобы номер дома и квартиры давал в сумме 8. Например, дом 15 (6) и квартира 31 (4), в сумме дают 10, этот вариант не подходит, а вот дом 20 (2) и квартира 6 в сумме дают 8. Притом все условия официально прописываются в агентском договоре. В итоге мы нашли подходящий вариант, основываясь на номере дома и квартиры», рассказывает она. Подобный пример был и в практике Александра Зиминского, директора департамента элитной недвижимости компании Penny Lane Realty. «В нашей практике был случай продажи квартиры под № 90 на 9 этаже. Цифра 9 оказалась любимым числом клиентки и она, не задумываясь, приняла решение о покупке. Как правило, поиск квартиры занимает достаточно долгое время: просмотры нескольких квартир, обдумывание, поиск других, если не удовлетворили характеристики предыдущих, торг и так далее. В этом же случае сделка состоялась очень быстро с момента звонка покупательницы в нашу компанию. Так как основным критерием отбора послужили не столько характеристики квартиры, сколько ее энергетическое предназначение для клиентки», говорит эксперт.
Звезды подскажут хорошую сделку
Вторая по популярности «заморочка» покупателей – это предсказания астрологов, различные гороскопы и прочие «звездные» подсказки. «В последнее время стала популярной зодиакальная карта Москвы, где для каждого знака выделяется предпочтительный район проживания. Примерно четверть клиентов изучают ее при выборе района. Однако общие рекомендации редко играют решающую роль при выборе объекта, в отличие от персональных прогнозов и советов личных консультантов-астрологов. Готовясь к совершению сделки, некоторые клиенты приглашают их на просмотр, составляют гороскоп на день покупки, сверяются с лунным, солнечным календарями, персональными гороскопами», рассказывает Наталья Кац. Татьяна Майорова добавляет, что многие клиенты с помощью специалистов «подбирают» и удачный день для совершения покупки: «Немаловажно время, дата и день недели заключения и подписания договора. Например, кто-то желает заключить договор именно в среду, а в понедельник и пятницу нет. Многие советуются с астрологами и вычисляют наиболее благоприятное время. В нашей компании был случай, когда клиенты, уже заключив агентский договор, долго не могли найти подходящий им вариант квартиры. В итоге астролог высчитал им наиболее благоприятную дату для заключения нового договора и после этого, когда новый договор был подписан в определенный день и час, мы нашли подходящий вариант и заключили сделку купли-продажи».
Покупка квартиры «строго по Фэн-шую»
Ну и наконец, потенциальный будущий лидер рейтинга покупательских суеверий – набирающий популярность в России Фэн-шуй. Непросвещенные вполне могут принять это слово за ругательство, но для многих покупателей жилья оно играет немалое значение. В первую очередь потому, что это китайское учение напрямую связано со строительством и обустройством жилого пространства. С помощью Фэн-шуй выбирают место для строительства дома, решают разбивку участка, планируют жизненное пространство и так далее. Если использовать даосскую терминологию, то цель Фэн-шуй – поиск благоприятных потоков энергии «ци» и попытка их использования на благо человека. На практике соблюдать все требования Фэн-шуй в городских условиях практически нереально, поэтому с такими клиентами риэлторам приходится тяжелее всего. «Так, например, согласно Фэн-шуй дом, где вы планируете приобрести квартиру не должен иметь сложную и неправильную форму. Место, где он расположен не должно быть шумным и грязным. Нельзя покупать жилье вблизи разрушенных зданий, похоронных бюро, болот, так как там сильно выражена энергия "инь", а также рядом с дискотеками, аэропортами, вокзалами, мясокомбинатами, зданиями милиции и тюрьмами, там ярко проявляется энергия "ян". В большом городе, при наличии массы других критериев для выбора жилья, соблюсти все эти условия очень сложно», говорит Ирина Стрижова, директор по маркетингу и продажам башни «Меркурий Сити».
Согласно статистике компании «НДВ-Недвижимость», сегодня около 5% покупателей руководствуются основами Фэн-шуй при выборе жилья, и, вероятнее всего, в будущем эта цифра будет только увеличиваться. «Это обычно покупательницы, которые выбирают будущее место жительства в соответствии со своим знаком. Доходит до курьезов. Например, покупатель не хочет жить в доме, который окружают вышестоящие здания. Объясняется это тем, что вышестоящие здания мешают "укреплению положительных свойств знака". Естественно, покупатели по Фэн-шуй особое внимание уделяют ауре домов. Это порождает ряд проблем. Например, дом должен быть обязательно защищен. То есть, позади него должно быть возвышение. Ландшафт по правую и левую стороны от дома тоже должен обеспечивать надежную защиту. Зато перед самым домом не должно быть возвышения. И уж тем более рядом не должно быть свалок и прочих негативных мест. Иначе по Фэн-шуй благодатная энергия "ци" не войдет в дом», поясняет Мария Елова, менеджер по рекламе компании «НДВ-Недвижимость».
Продавцы тоже люди
Есть свои приметы и у риэлторов с застройщиками. Естественно, в отличии от «заморочек» покупателей, на исход сделки они не влияют, в том смысле, что агент вряд ли откажет клиенту в проведении сделки, если ему дорогу перебежит черная кошка. Но все-таки брокеры стараются придерживаться своих традиций, которые, по их мнению, могут привести к успешной сделке. По словам Ирины Стрижовой, самыми распространенными суевериями и приметами среди риэлторов являются:
• не рассчитывать сумму своего вознаграждения до полного окончания сделки;
• не снимать объект с продажи до получения свидетельства и всех денег сторонами;
• перед сделкой нельзя менять телефон, мелодию на уже имеющемся аппарате, нельзя менять обои на рабочем столе компьютера;
• нельзя мыть, стричь или красить волосы перед сделкой;
• принимая заявки по объектам недвижимости их нужно записывать на бланке определенного цвета, «счастливого» для конкретного агента;
• никогда не подписывать заранее акт выполненных работ. Всегда нужно дождаться подписи клиента, а потом уже оформлять документ;
• при показе объекта из показанной квартиры нужно выходить спиной.
Что касается застройщиков и девелоперов, то сейчас в первую очередь освящается площадка под строительство, говорит Оксана Дивеева, руководитель департамента продаж жилой недвижимости компании Blackwood. «К этому люди относятся очень серьезно. Это можно сравнить с церемонией крещения ребенка. Кроме того, многие девелоперские компании обращаются к астрологам с целью узнать наиболее выгодную дату выхода и начала реализации проекта», рассказывает эксперт.
Курьезные примеры из риэлтерской практики
Георгий Дзагуров, генеральный директор Penny Lane Realty
Один арендатор настаивал, что в квартире, арендованной им буквально вчера, имеют место некие злые духи. Мы обнаружили после детальной экспертизы, что в действительности плохо закрепленный насос двумя этажами ниже давал некие шумы и вибрацию. Эти мелочи мы устранили, но в виду того, что это клиента не успокоило, его пришлось перевезти. Другой клиент требовал переселения в виду «плохой ауры» квартиры, которая, по его мнению, образовалась после того, как на него напали в подъезде, а он поколотил обидчиков. Мы посчитали, что есть и разумные, вполне обоснованные причины для того, чтобы ему не продолжать там проживать – могут ведь и отомстить. Но если ему это интереснее «плохой аурой» объяснять, то пусть так и будет.
Алексей Шленов, директор компании «МИЭЛЬ-Брокеридж»
В нашей практике встречались клиенты, которые вызывали «специалистов» для анализа квартиры на предмет наличия злых духов. Они обращались к нам, как к риэлторам, для поиска квартиры и проведения сделки, а для принятия окончательно решения вызывали экстрасенсов. Эти чародеи проходили по квартире со специальными палочками, треугольниками, рамочками и выносили свой вердикт – какая у квартиры аура. Если благоприятная – клиенты квартиру приобретали.
Была, например, такая история: клиент приобрел квартиру в подарок жене – в районе станции метро Преображенская площадь. Сделка совершилась, документы были поданы на регистрацию, и только после этого покупатель пригласил жену в квартиру. Новая владелица как-то неуютно почувствовала себя здесь, сначала не могла понято отчего, потом произнесла: «Где-то здесь наверняка есть кладбище»… Как выяснилось, в двух кварталах от дома, действительно, располагалось кладбище – его не было видно и о его существовании можно было и не узнать. Но из-за ощущений, после регистрации сделки, квартира была продана.
Совсем недавно произошел случай, связанный с национальной приметой. Наш риэлтор проводила показ квартиры для клиента – грека по национальности. Риэлтор и покупатель вышли из квартиры в разное время. Вечером клиент позвонил риэлтору и сообщил, что, выйдя из подъезда, нашел золотой браслет, который риэлтор обронила. После слов благодарности обрадованной девушки, наш клиент добавил, что покупает именно эту квартиру. Оказывается, у греков есть поверье – если человек где-то находит золотой предмет, украшение – значит, это место отмечено для него свыше. И в данной ситуации нашему клиенту был дан знак, что в этой квартире ему будет комфортно. Поэтому, несмотря на какие-то недостатки квартиры, наш клиент остановил свой поиск именно на ней. Примечательно, что как сказала риэлтор, этот браслет с руки снимается крайне сложно, и она даже не заметила, как обронила его.
Иван Кузнецов