Новости
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 22.07.03 № 19-ЗС, в редакции областных законов от 07.10.2003 № 24-ЗС, от 5.05.05 № 305-ЗС, от 02.08.05 № 350-ЗС, от 18.09.06 № 539-ЗС, от 09.01.07 № 606-ЗС, от 07.05.07 № 697-ЗС, от 03.08.07 № 753-ЗС, от 16.11.07 № 798-ЗС, от 14.01.08 № 860-ЗС, от 06.08.08 № 60-ЗС, от 29.09.09 № 300-ЗС, от 02.03.10 № 377-ЗС. Принят Законодательным Собранием 9 июля 2003 года. О регулировании земельных отношений в Ростовской области Земли в Ростовской области являются уникальным и наиболее ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности ее жителей и должны использоваться в интересах населения Ростовской области. Настоящий Областной закон принят в целях правового регулирования отношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также отношений, связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков на территории Ростовской области. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 1. Цели и задачи настоящего Областного закона 1. Целью настоящего Областного закона является реализация полномочий Ростовской области как субъекта Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. 2. Приоритетными задачами земельной политики в Ростовской области являются: 1) обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и других категорий земель; 2) обеспечение рационального использования и охраны земель; 3) реализация конституционных прав жителей Ростовской области на приобретение земли в собственность; 4) сочетание интересов Ростовской области, муниципальных образований Ростовской области и иных участников земельных правоотношений; 5) сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в сельском хозяйстве; 6) использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем; 7) сохранение традиционных форм казачьего землепользования. С т а т ь я 2. Правовая основа регулирования земельных отношений в Ростовской области Правовую основу регулирования земельных отношений в Ростовской области составляют Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон «О землеустройстве», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Ростовской области, настоящий Областной закон и принимаемые в соответствии с ними другие областные законы и иные нормативные правовые акты Ростовской области. С т а т ь я 3. Полномочия Законодательного Собрания Ростовской области в сфере регулирования земельных отношений К компетенции Законодательного Собрания Ростовской области в вопросах регулирования земельных отношений относится: 1) принятие областных законов и иных нормативных правовых актов, осуществление контроля за их исполнением; 2) установление предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с федеральным законодательством; 3) пункт утратил силу Областной закон от 18.09.06 № 539-ЗС; 4) пункт утратил силу Областной закон от 02.03.10 № 377-ЗС; 5) установление порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, осуществление контроля за соблюдением порядка распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области; 6) установление категорий работников организаций отдельных отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условий их предоставления; 7) установление случаев предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно; 8) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством. С т а т ь я 4. Полномочия Администрации Ростовской области в сфере регулирования земельных отношений К компетенции Администрации Ростовской области в сфере регулирования земельных отношений относится: 1) пункт утратил силу Областной закон от 18.09.06 № 539-ЗС; 2) утверждение областных целевых программ по рациональному использованию и мониторингу земель, повышению плодородия почв и защите от вредных организмов, охране и учету земельных ресурсов, других природоохранных мероприятий; 3) управление и распоряжение в соответствии с федеральным и областным законодательством земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области; 4) определение специального областного органа исполнительной власти по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области; 5) резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Ростовской области; 6) отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством; 7) утверждение перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных правоотношений; 8) установление порядка предоставления земельных участков в аренду, определение размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Ростовской области; 8.1) установление порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; 9) пункт исключен Областной закон от 06.08.08 № 60-ЗС; 9.1) установление порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области или государственная собственность на которые не разграничена, и их оплаты при продаже указанных земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений; 10) установление порядка принятия решений о продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений; 10.1) установление содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 11) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством. С т а т ь я 5. Полномочия специального органа исполнительной власти Ростовской области по управлению и распоряжению земельными участками 1. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, осуществляет специальный областной орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом, уполномоченный Администраций Ростовской области (далее – специальный орган исполнительной власти по управлению и распоряжению земельными участками). 2. Специальный орган исполнительной власти по управлению и распоряжению земельными участками в пределах установленных полномочий: 1) осуществляет функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области; 2) подает заявления о регистрации права государственной собственности Ростовской области при разграничении государственной собственности на землю; 3) осуществляет юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Ростовской области в сфере управления и распоряжения земельными участками; 4) участвует в разработке областных целевых программ по рациональному использованию, мониторингу и охране земель; 5) осуществляет функции по приватизации земельных участков, переоформлению прав на земельные участки, изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Ростовской области; 6) принимает решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключает договоры безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области; 6.1) принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной собственности Ростовской области, при отказе гражданина или юридического лица от соответствующего права на земельный участок; 7) осуществляет контроль за перечислением в областной бюджет средств от продажи и аренды земельных участков, а также от продажи права на заключение договора аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах); 8) устанавливает порядок принятия и рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о приобретении прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности Ростовской области; 9) принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений федерального и областного законодательства в сфере регулирования земельных отношений путем предъявления исков в суды и направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных к ответственности; 10) выступает от имени Ростовской области при осуществлении государственной регистрации права государственной собственности Ростовской области; 11) обращается в суд с заявлением о принудительном изъятии у собственника земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, если указанный земельный участок был предоставлен из земель, находящихся в государственной собственности Ростовской области; 12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством, иными нормативными правовыми актами Ростовской области. С т а т ь я 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений К компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством относится: 1) пункт утратил силу Областной закон от 18.09.06 № 539-ЗС; 2) установление публичных сервитутов на территории муниципального образования; 3) резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; 4) подготовка документов по изменению границ муниципальных образований и населенных пунктов в порядке, установленном федеральным и областным законодательством; 5) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования; 6) перевод земель, находящихся в собственности муниципальных образований, из одной категории в другую в пределах установленных полномочий; 7) установление налоговых льгот по земельному налогу; 8) установление предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства; 9) осуществление контроля за использованием и охраной земель на территории муниципального образования; 10) принятие муниципальных программ по землеустройству, использованию и охране земель, повышению плодородия почв, финансируемых за счет средств местного бюджета; 11) приобретение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае обязанности собственника произвести их отчуждение в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 12) обращение в суд с заявлением о принудительном изъятии у собственника земельного участка при его ненадлежащем использовании или неиспользовании в соответствии с целевым назначением в течение трех лет, если указанный земельный участок был предоставлен из земель, находящихся в муниципальной собственности; 12.1) принятие решения об образовании земельного участка, выделяемого в счет невостребованных земельных долей, и обращение в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей; 12.2) принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, а также в случаях, установленных федеральным законодательством, земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, при отказе гражданина или юридического лица от соответствующего права на земельный участок; 13) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством. С т а т ь я 7. Публикация сообщений в средствах массовой информации 1. Сообщения, связанные с реализацией прав и обязанностей участников земельных правоотношений, в том числе сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, о намерении продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу, о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, о предстоящем собрании участников долевой собственности о невостребованных земельных долях, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ростовской области и (или) органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Перечень средств массовой информации, указанных в настоящем пункте, утверждается Администрацией Ростовской области. 2. В течение месяца со дня опубликования сообщения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не допускается совершение действий и (или) принятие решений, направленных на изменение (возникновение, прекращение) прав и обязанностей участников земельных правоотношений, интересы которых затрагивает такое сообщение. ГЛАВА 1.1. РАСПОРЯЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, В АДМИНИСТРАТИВНОМ ЦЕНТРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДЕ РОСТОВЕ-НА-ДОНУ С т а т ь я 7.1. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа «Город Ростов-на-Дону» Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа «Город Ростов-на-Дону», осуществляют областные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления данного муниципального образования в пределах полномочий, установленных настоящим Областным законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. С т а т ь я 7.2. Полномочия Администрации Ростовской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа «Город Ростов-на-Дону» К полномочиям Администрации Ростовской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа «Город Ростов-на-Дону», относятся: 1) определение специального областного органа исполнительной власти по распоряжению указанными земельными участками; 2) установление порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению указанными земельными участками; 3) определение государственного областного учреждения, уполномоченного осуществлять продажу земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 73 настоящего Областного закона. С т а т ь я 7.3. Полномочия специального областного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа «Город Ростов-на-Дону» Специальный областной орган исполнительной власти по распоряжению земельными участками, уполномоченный Администрацией Ростовской области, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа «Город Ростов-на-Дону»: 1) принимает решение о продаже указанных земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, ранее находившихся в собственности Российской Федерации либо в собственности Ростовской области; 2) согласовывает предоставление указанных земельных участков в собственность или в аренду для целей строительства, жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), а также предоставление указанных земельных участков в аренду для их комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) согласовывает проекты договоров аренды указанных земельных участков, средства от аренды и продажи права аренды которых согласно установленным нормативам поступают в областной бюджет. С т а т ь я 7.4. Полномочия органов местного самоуправления городского округа «Город Ростов-на-Дону» по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах данного муниципального образования К полномочиям органов местного самоуправления городского округа «Город Ростов-на-Дону» относятся полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах данного муниципального образования, за исключением полномочий, указанных в статьях 72, 73 настоящего Областного закона. ГЛАВА II. НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ОСНОВАНИЯ И СЛУЧАИ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ С т а т ь я 8. Нормы предоставления земельных участков Для земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установить следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры: * для ведения садоводства – от 0,03 гектара до 0,12 гектара; * для огородничества – от 0,03 гектара до 0,12 гектара; * для ведения животноводства – от 0,2 гектара до 0,4 гектара; * для дачного строительства – от 0,05 гектара до 0,2 гектара; * для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – от одной до пятидесяти среднерайонных норм, установленных для бесплатной передачи земли в собственность граждан при реорганизации сельскохозяйственных организаций. С т а т ь я 8.1. Максимальный размер общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 1,0 га. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства. С т а т ь я 9. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно 1. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной собственности Ростовской области, не могут превышать: * для ведения садоводства – 0,12 гектара; * для огородничества – 0,12 гектара; * для ведения животноводства – 0,4 гектара; * для дачного строительства – 0,2 гектара; * для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства одной среднерайонной нормы, установленной для бесплатной передачи земли в собственность граждан при реорганизации сельскохозяйственных предприятий. 2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки предоставляются гражданам, имеющим в соответствии с федеральным и областным законодательством право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно. С т а т ь я 10. Основания принудительного изъятия земельного участка у собственника 1. Права на земельные участки, расположенные на территории Ростовской области, могут быть прекращены принудительно в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. 2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения ввиду его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет по представлению органов, осуществляющих контроль за охраной и использованием земель, в случае, если указанный земельный участок предоставлялся из земель, находящихся в государственной собственности Ростовской области, направляется специальным органом исполнительной власти по управлению и распоряжению земельными участками либо в случае, если указанный земельный участок предоставлялся из земель, находящихся в муниципальной собственности, – соответствующим органом местного самоуправления. Вступившее в законную силу решение суда об изъятии земельного участка и признании права государственной собственности Ростовской области или муниципальной собственности на указанный земельный участок является основанием для включения данного земельного участка в фонд перераспределения земель Ростовской области либо в состав муниципальных земель соответственно. С т а т ь я 11. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Ростовской области или муниципальных нужд 1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Ростовской области или муниципальной собственности, осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Ростовской области или муниципальных образований; 2) выполнением обязательств по договорам между субъектами Российской Федерации с участием Ростовской области; 3) объявлением земель особо охраняемыми природными территориями регионального или местного значения, санитарно-защитными зонами или землями историко-культурного назначения; 4) размещением объектов, строительство которых предусматривается целевыми программами Ростовской области или программами муниципальных образований в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (градостроительной документацией), в том числе в связи с реконструкцией территорий городских и сельских поселений, созданием градоформирующих комплексов, строительством объектов государственного или муниципального заказа, объектов социального и общественного назначения в пределах установленных нормативов, инженерных коммуникаций и сооружений, а также отнесением земельных участков к землям общего пользования. 2. Решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Ростовской области или муниципальных нужд принимается соответственно Администрацией Ростовской области или уполномоченным органом местного самоуправления. 3. Пункт утратил силу Областной закон от 16.11.07 № 798-ЗС. 4. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Ростовской области или муниципальных нужд установлены Земельным кодексом Российской Федерации. ГЛАВА III. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С т а т ь я 12. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ростовской области или муниципальной собственности Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ростовской области или муниципальной собственности, осуществляется со дня вступления в силу настоящего Областного закона с учетом положений Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Земельного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов. С т а т ь я 12.1. Приобретение юридическими лицами и гражданами права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 1. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. 2. Сельскохозяйственные организации и граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, могут приобрести в собственность земельные участки сельскохозяйственных угодий, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, по цене в размере 15 процентов кадастровой стоимости указанных сельскохозяйственных угодий. С т а т ь я 13. Минимальные размеры земельных участков, формируемых из земель сельскохозяйственного назначения Статья утратила силу Областной закон от 06.08.08 № 60-ЗС. С т а т ь я 14. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 20 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. С т а т ь я 14.1. Срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования составляет: * предоставленного под пашню – пять лет; * предоставленного под сенокос – один год; * предоставленного под многолетние насаждения – двадцать лет. С т а т ь я 15. Фонд перераспределения земель Ростовской области 1. Из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ростовской области, формируется фонд перераспределения земель Ростовской области. 2. Использование земель фонда перераспределения земель Ростовской области осуществляется в соответствии с целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства и иных целей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции. 3. Порядок формирования и особенности использования фонда перераспределения земель Ростовской области устанавливаются Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Областным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными областными законами и нормативными правовыми актами Ростовской области. 4. Земельные участки из фонда перераспределения земель Ростовской области могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или передаваться в аренду в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. 5. Управление и распоряжение земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель Ростовской области, предоставление информации о наличии невостребованных земельных участков, входящих в фонд перераспределения земель Ростовской области, осуществляет специальный орган исполнительной власти по управлению и распоряжению земельными участками в соответствии с федеральным и областным законодательством. С т а т ь я 16. Войсковой казачий земельный фонд 1. В составе фонда перераспределения земель Ростовской области образуется войсковой казачий земельный фонд для предоставления земельных участков казачьим обществам, зарегистрированным в установленном законом порядке или включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. 2. Войсковой казачий земельный фонд формируется Администрацией Ростовской области по ходатайству казачьих обществ с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для ведения сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, создания войскового земельного резерва, размещения поселений в приграничных районах. Войсковой казачий земельный фонд может пополняться за счет земель запаса и фонда перераспределения земель Ростовской области. 3. Земельные участки, предоставленные ранее казачьим обществам на праве постоянного (бессрочного) пользования из целевого земельного фонда, входят в состав войскового казачьего земельного фонда. Право постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками подлежит переоформлению казачьими обществами на условиях, в порядке и сроки, установленные Земельным кодексом Российской Федерации. 4. Из войскового казачьего земельного фонда земельные участки предоставляются казачьим обществам в аренду и используются ими исключительно в целях сельскохозяйственного производства. 5. Земельные участки из войскового казачьего земельного фонда, неиспользуемые в соответствии с их целевым назначением в течение трех лет, подлежат передаче в фонд перераспределения земель Ростовской области. С т а т ь я 17. Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ростовской области или муниципальной собственности, гражданам для выпаса скота и сенокошения 1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться гражданам для выпаса скота и сенокошения в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и настоящим Областным законом. 2. Часть утратила силу Областной закон от 03.08.07 № 753-ЗС. 3. Информация о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования и предлагаемых для предоставления гражданам на условиях аренды для выпаса скота и сенокошения, подлежит публикации в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 настоящего Областного закона. 4. На земельных участках, предоставленных для целей, указанных в настоящей статье, разрешается размещение временных сооружений, необходимых для осуществления деятельности (загонов, хозяйственных построек временного типа и других) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенного использования. При прекращении прав граждан на земельные участки, предоставленные для выпаса скота и сенокошения, возведенные на них временные сооружения подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений. 5. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области, гражданам для выпаса скота и сенокошения определяется Администрацией Ростовской области. С т а т ь я 18. Особенности использования особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Ростовской области 1. В состав особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий включаются сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 50 процентов. 2. Использование указанных в пункте 1 настоящей статьи особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, не допускается. 3. В исключительных случаях, связанных с проявлением негативных природных процессов, уменьшение площади искусственно орошаемых и осушенных земель, пашни, земель, занятых ценными многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) и перевод их в менее ценные виды сельскохозяйственных угодий, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, производятся решением Администрации Ростовской области. С т а т ь я 19. Особенности реализации преимущественного права муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения 1. При продаже гражданами и юридическими лицами земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения поселение, на территории которого находится указанный земельный участок, имеет преимущественное право его покупки. 2. Граждане и юридические лица, являющиеся собственниками земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, обязаны в письменной форме известить орган местного самоуправления соответствующего поселения о намерении продать такой земельный участок с указанием в извещении цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. 3. В случае если поселение откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по цене ниже ранее заявленной или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей. С т а т ь я 20. Особенности выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения 1. Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения производится в порядке, установленном федеральным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Областным законом. Земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения считается выделенным, если указанный земельный участок сформирован в соответствии с правилами землеустройства и осуществлена государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок. 2. Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения специализированных сельскохозяйственных предприятий (племенных, плодоводческих, виноградарских, рисоводческих и других) осуществляется с соблюдением требований по сохранению их специализации. С т а т ь я 20.1. Порядок проведения согласительных процедур при разрешении споров о местоположении выделяемых в счет земельных долей земельных участков между участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения 1. В случаях, предусмотренных статьей 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», споры о местоположении выделяемых в счет земельных долей земельных участков между участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения разрешаются постоянно действующей согласительной комиссией, создаваемой главой местной администрации муниципального района, городского округа, на территории которого расположен земельный участок. 2. В состав согласительной комиссии включаются представители органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, а также по согласованию представители местной администрации соответствующего сельского или городского поселения, входящего в состав муниципального района, государственных органов и иных организаций, обладающие специальными познаниями, необходимыми для разрешения спора. 3. Рассмотрение спора согласительной комиссией осуществляется по инициативе участника долевой собственности, пожелавшего выделить земельный участок в счет земельной доли. Участник долевой собственности, пожелавший выделить земельный участок в счет земельной доли и получивший от других участников долевой собственности возражения относительно местоположения выделяемого земельного участка, представляет в согласительную комиссию следующие документы: 1) заявление о необходимости разрешения спора; 2) документы, подтверждающие право собственности на земельную долю; 3) чертёж (схему) границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка; 4) документы, подтверждающие извещение участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли; 5) копии возражений, полученных от участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка. 4. В семидневный срок со дня поступления заявления о необходимости разрешения спора согласительная комиссия запрашивает у участников долевой собственности, возражающих относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, следующие документы: 1) документы, подтверждающие право собственности на земельную долю; 2) обоснование возражений относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка. Согласительная комиссия вправе запросить у участников спора иные документы, необходимые для разрешения спора. 5. Уведомление о дате, времени и месте заседания согласительной комиссии направляется участникам спора не позднее чем за 7 дней до дня проведения заседания. Согласительная комиссия вправе рассмотреть спор о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка в отсутствие участников спора только в случае надлежащего их уведомления о дате, времени и месте заседания согласительной комиссии. 6. Заседание согласительной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего количества членов согласительной комиссии. 7. При рассмотрении спора о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка согласительная комиссия проверяет: 1) соблюдение процедуры выделения земельного участка в счет земельной доли; 2) обоснованность возражений участников долевой собственности, представленных относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка. 8. На заседании согласительной комиссии ведется протокол, который подписывается всеми принявшими участие в заседании членами согласительной комиссии. Протокол заседания согласительной комиссии должен содержать следующие сведения: 1) дату, время и место проведения заседания согласительной комиссии; 2) сведения об общем количестве членов согласительной комиссии и их присутствии на заседании согласительной комиссии; 3) сведения о составе участников спора и их присутствии на заседании согласительной комиссии; 4) содержание спора между участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения; 5) решение согласительной комиссии о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка; 6) мнения по существу спора всех принявших участие в заседании членов согласительной комиссии в случае непринятия согласительной комиссией решения о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка; 7) мнения присутствовавших на заседании согласительной комиссии участников спора относительно решения согласительной комиссии о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка. 9. Решение о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка принимается согласительной комиссией в течение 30 дней со дня поступления заявления о необходимости рассмотрения спора. Данное решение считается принятым, если за него проголосовало большинство принявших участие в заседании членов согласительной комиссии. Решение носит рекомендательный характер. 10. Копия протокола заседания согласительной комиссии в трехдневный срок вручается участникам спора под расписку или направляется им с уведомлением о вручении. 11. Спор о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка считается разрешенным, если решение согласительной комиссии одобрено всеми участниками спора. Местоположение выделяемого земельного участка определяется в соответствии с решением согласительной комиссии. 12. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде. С т а т ь я 21. Признание права собственности муниципального образования на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей 1. Земельные доли, собственники которых не распорядились ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения органа местного самоуправления поселения. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна площади невостребованных земельных долей. 2. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных статьей 7 настоящего Областного закона. Абзац исключен Областной закон от 06.08.08 № 60-ЗС. 3. Орган местного самоуправления поселения вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, указанный в пункте 1 настоящей статьи. ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Областным законом 1. Нормативные правовые акты органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления, действующие в сфере регулирования земельных правоотношений, подлежат приведению в соответствие с настоящим Областным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу. До приведения в соответствие с настоящим Областным законом указанные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Областному закону. 2. Администрации Ростовской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Областного закона принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Областным законом. С т а т ь я 22.1. Предельные максимальные цены работ по проведению территориального землеустройства 1. Цена всех работ по проведению территориального землеустройства в отношении каждого из земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не может превышать следующие размеры: 1) до 1 января 2008 года – 2460 рублей; 2) с 1 января 2008 года до 1 января 2009 года – 2650 рублей; 3) с 1 января 2009 года до 1 марта 2015 – 2850 рублей. 2. В случае одновременного обращения граждан (гражданина) о проведении территориального землеустройства в отношении двух смежных земельных участков из числа указанных в пункте 1 настоящей статьи цена всех работ в отношении каждого из земельных участков не может превышать следующие размеры: 1) до 1 января 2008 года – 2150 рублей; 2) с 1 января 2008 года до 1 января 2009 года – 2320 рублей; 3) с 1 января 2009 года до 1 марта 2015 – 2490 рублей. 3. В случае одновременного обращения граждан (гражданина) о проведении территориального землеустройства в отношении трех смежных земельных участков из числа указанных в пункте 1 настоящей статьи цена всех работ в отношении каждого из земельных участков не может превышать следующие размеры: 1) до 1 января 2008 года – 2050 рублей; 2) с 1 января 2008 года до 1 января 2009 года – 2210 рублей; 3) с 1 января 2009 года до 1 марта 2015 – 2370 рублей. 4. В случае одновременного обращения граждан (гражданина) о проведении территориального землеустройства в отношении четырех и более смежных земельных участков из числа указанных в пункте 1 настоящей статьи цена всех работ в отношении каждого из земельных участков не может превышать следующие размеры: 1) до 1 января 2008 года – 2000 рублей; 2) с 1 января 2008 года до 1 января 2009 года – 2150 рублей; 3) с 1 января 2009 года до 1 марта 2015 – 2320 рублей. 5. Установленные настоящей статьей предельные максимальные цены работ по проведению территориального землеустройства не включают в себя налог на добавленную стоимость. 6. Контроль за соблюдением установленных настоящей статьей предельных максимальных цен работ по проведению территориального землеустройства осуществляет уполномоченный Администрацией Ростовской области орган исполнительной власти Ростовской области. С т а т ь я 23. Вступление в силу настоящего Областного закона 1. Настоящий Областной закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. 2. Со дня вступления в силу настоящего Областного закона признать утратившими силу: * решение малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 22 апреля 1992 года № 87 «О порядке изъятия сельскохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными историко-культурными объектами» в части установления порядка изъятия сельскохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными историко-культурными объектами; * решение малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 28 октября 1992 года № 274 «О ходе выполнения Закона Российской Федерации «О земельной реформе» в части юридического закрепления права на землю за гражданами»; * решение Законодательного Собрания Ростовской области от 13 января 1995 года № 26 «О порядке совершения и регистрации сделок с земельными долями и имущественными паями и налогообложении юридических и физических лиц при реорганизации сельскохозяйственных предприятий по постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июля 1994 года № 874 «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области»; * Областной закон от 4 февраля 1998 года № 67-ЗС «Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения»; * Областной закон от 16 июля 2001г. № 159-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения; * Областной закон от 2 ноября 2001г. № 191-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения; * Областной закон от 6 марта 2002г. № 223-ЗС «О внесении изменений в статью 15 Областного закона «Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения. Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области В.ЧУБ
Источник: http://www.161-dom.ru