Быть собственником земельного участка, дачи, квартиры, коттеджа — это, конечно, хорошо, учитывая какая дорогостоящая у нас в стране недвижимость. Но с другой стороны именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. А это означает, что за такое недвижимое имущество придется платить налоги. И даже не один, а два.
Какие налоги на недвижимость нужно платить и что сулит собственникам недвижимости новая налоговая схема, журнал Metrinfo.ru разбирался при помощи специалистов.
Сегодня лицо, обладающее на праве собственности недвижимостью, обязано ежегодно платить два вида налогов:
- земельный налог;
- налог на имущество.
Земельный налог
Плательщиками налога на землю являются лица, которым участок принадлежит не только на праве собственности, но и на праве постоянного (бессрочного) пользования, и на праве пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог относится к местным налогам, а это означает, что налог вводится и прекращает свое действие на основании нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований. То есть, основные положения о земельном налоге содержатся в Налоговом кодексе РФ, а вся конкретика (налоговые ставки, льготы, сроки уплаты) регулируются местными законами.
Земельный налог платится один раз в год. Налог рассчитывается от кадастровой стоимости участка, то есть, кадастровая стоимость является налоговой базой.
Налоговые ставки устанавливаются местными законами, но есть пределы выше которых земельный налог быть не может ( ст. 394 НК РФ).
Так ставки не могут превышать:
1) 0,3% от налоговой базы в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства;
- приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Как происходит оплата земельного налога?
Налоговые органы должны самостоятельно рассчитать сумму налога, которую необходимо оплатить гражданину – физическому лицу. Сведения, исходя из которых происходит расчет, налоговики получают от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Итак, рассчитав сумму налога, налоговые органы должны разослать налогоплательщикам специальное уведомление, где будет сказано какую сумму необходимо уплатить за текущий год.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Таким образом, если налогового уведомления вам не приходило, то взыскать земельный налог могут не более чем за три года, если уведомление приходило, но вы его игнорировали и не платили, то налог могут взыскать за любой период времени.
А вот организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно посчитать сколько им необходимо платить.
Для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены определенные льготы по уплате (ст. 395 НК РФ). Так, например, освобождены от уплаты налога:
- физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности и т. д.
Для других категорий законом предусмотрено уменьшение налоговой базы на 10 000 рублей. То есть, эти 10 000 рублей налогом не облагаются. Такое уменьшение возможно в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и т. д.
Представительные органы муниципальных образований могут расширить перечень льготных категорий, а также увеличивать сумму, на которую может быть уменьшена налоговая база в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Так, например, в Москве дополнительно налоговая база может быть уменьшена на 1 000 000 рублей для некоторых налогоплательщиков (инвалиды, инвалиды детства, ветераны ВОВ и т. д.).
Приведем пример — кадастровая стоимость участка для личного подсобного хозяйства составляет 1 500 000 рублей (в Москве). Для такого участка налоговая ставка не может быть больше 0,3 % (например, в Москве для таких участков ставка 0,3 %). Допустим, участок принадлежит инвалиду II группы. Это значит, что для него сумма налога будет равна: 1 500 000 – 10 000 – 1 000 000 Х 0,3%= 1 470 рублей в год.
Окончательная сумма земельного налога будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка. Чем выше стоимость земли, тем больше налога придется заплатить.
Налог на имущество
Это еще один вид налога, который обязаны платить физические лица – собственники имущества.
Объектами налогообложения являются:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 — 6 настоящей статьи.
Налог уплачивается один раз в год. Налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов.
Ставки налога на имущество устанавливаются представительными органами местного самоуправления, но при этом ставки не могут быть выше тех которые установлены в Законе «О налогах на имущество физических лиц».
Так при стоимости имущества до 300 000 рублей ставка налога не может быть выше 0,1 %, при стоимости от 300 000 до 500 000 рублей ставка налога — от 0,1 до 0,3 %, при стоимости имущества свыше 500 000 рублей ставка налога — от 0,3 % до 2 %.
Для примера, в Москве действуют следующие налоговые ставки для жилых помещений:
- при стоимости имущества до 300 000 рублей – 0,1 %;
- при стоимости имущества от 300 000 рублей до 500 000 рублей – 0,2 %;
При стоимости имущества свыше 500 000 рублей – 0, 5 %.
Налог исчисляется налоговыми органами, которые в срок не позднее 1 августа рассылают налоговые уведомления. Оплата налога производится равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Если налог не будет оплачен своевременно, то налогоплательщика могут привлечь к ответственности и ему помимо самого налога придется оплачивать и пени. Хотя некоторые граждане, проживая в собственных жилых помещениях по несколько лет, так никогда не видели и не получали налогового уведомления. В таком случае нельзя сказать, что налогоплательщик просрочил уплату налога и тем более нельзя привлечь лицо к ответственности. Это вина налоговых органов, что они вовремя не посчитали налог и не выслали уведомление.
И не стоит бояться, что сотрудники налоговой инспекции, пересчитав налог, вышлют вам уведомление с требованием заплатить за прошедшие 5-10 лет. Как предусмотрено законом, лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года.
Законом предусмотрены льготы для определенных категорий плательщиков налога. Так в соответствии со ст. 4 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налога освобождаются: инвалиды, пенсионеры, участники ВОВ, некоторые категории военнослужащих и т. д.
Налог на недвижимость: что от него ждать
Вот уже несколько лет (с 2004 года) разрабатывается законопроект о едином налоге на недвижимость. Данный вид налога должен будет заменить собой налог на имущество и земельный налог. По одним прогнозам налог на недвижимость введут не ранее 2013 года, другие прогнозы говорят о 2015 годе. Столь долгий срок для принятия нового налога объясняется тем, что необходимо провести огромную работу по разработке самого проекта закона, данный проект должен пройти через Государственную думу, Совет Федерации, быть одобрен и подписан Президентом РФ. Также необходимо вносить изменения в другие законодательные акты, например, в Закон об оценочной деятельности.
Предположительно, что сумма налога будет зависеть от рыночной стоимости недвижимости, которую будут производить независимые оценщики. Мы попросили экспертов высказаться на тему, каким же им видится новый налог.
Антон Белобжеский, Генеральный директора Компании IDT:
Новая схема, по которой налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из заключения независимых оценщиков, таит в себе определенные «подводные камни». Поскольку оценщики заключают договоры с Федеральной налоговой службой, их мнение будет в определенной степени предвзятым, на него будет влиять позиция заказчика.
Соответственно опять может получиться так, что размер налогооблагаемой базы не будет соответствовать истинной стоимости недвижимости. В результате в руках ФНС оказывается рычаг давления на собственников. Особенно это может коснуться владельцев дорогих объектов, в частности, хороших подмосковных особняков или крупных участков земли.
С одной стороны, при введении единого налога преследуется благая цель: диверсифицировать размер платежей, минимизировав налоговое бремя для жителей «хрущевок», и повысить налоговые сборы за счет владельцев дорогой недвижимости, которые зачастую являются состоятельными гражданами. Однако существует вероятность манипуляций со стороны оценщика и как следствие, -возникновение коррупции.
Евгений Вдовин финансовый директор «Велес Капитал Девелопмент»:
Налог на недвижимость заменит налог на имущество физических лиц и налог на землю. Базой для определения суммы налога будет служить кадастровая стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года. Кадастровая стоимость будет определяться органами власти и будет примерно соответствовать рыночной стоимости имущества.
Максимальная налоговая ставка предполагается не более 0,1%. Теоретически, подобная система налогообложения поможет распределить бремя уплаты налога между лицами, владеющими дорогой недвижимостью и лицами малоимущими. Но на практике может получиться иная ситуация. Например: вы живете в Сочи, в своем небольшом доме, неожиданно правительство решило провести там Олимпиаду – кадастровая стоимость имущества вырастет, вырастет сумма налога и придется платить больше. Хотя какой-то материальной выгоды в денежном выражении вы не получили.
Проект по введению налога на недвижимость предусматривает обычные льготы для физических лиц: освобождение от уплаты налогов для инвалидов, «чернобыльцев», семей военнослужащих и других. Предусмотрено, что налог не будут платить пенсионеры с площади 50 кв. м. Предусмотрен ряд социальных вычетов. Но какие-то конкретные цифры пока не озвучены.
Евгений Скоморовский, управляющий директор CENTURY 21 Запад:
Разговоры о новом законе, регулирующем налог на недвижимость, ведутся с девяностых годов прошлого века, проект закона существует с 2004 года, более того, тогда же он прошел первое чтение. Однако дискуссий вокруг данной законодательной инициативы было и есть немало, поэтому говорить о том, что он будет принят именно в таком виде, не приходится. Слишком много нюансов возникает в нашей социально неоднородной стране.
То, что в данном случае речь идет об увеличении налогов для большинства налогоплательщиков, сомневаться не приходится. Однако если выехать за пределы центральных и финансово благополучных городов, то можно обнаружить большое количество сторонников принятия данного закона. Для примера, в ряде регионов кадастровая оценка стоимости земельных участков существенно выше ее рыночной стоимости. Справедливости ради, надо сказать, что и в рамках данного закона справедливость оценки стоимости недвижимости может вызывать вопросы.
Так как данный налог является местным, то, по логике вещей, он должен идти на благо налогоплательщиков. Например, в США большинство плательщиков не имеет претензий к ставкам налога на недвижимость, понимая, что уплаченные налоги реально идут на улучшение условий проживания жителей: поддержание высокого уровня системы образования, благоустройство территорий, создание общественных центров и многое другое. Зная взаимоотношения граждан и чиновников в нашей стране, понятно, что повышение налогов на фоне существующего уровня доверия, а лучше сказать недоверия, станет очередным поводом для проявления социального недовольства.
Существование единого налога на недвижимость является распространенной международной практикой. Общий налог позволяет уменьшить нагрузку, возложенную на сотрудников фискальных органов, а также сделать систему более понятной для налогоплательщиков, которые зачастую не в состоянии разобраться в нюансах налогового законодательства. Скажем, для владельцев загородных домов станет намного проще рассчитывать сумму налога за совокупный объем объектов недвижимости в собственности, нежели чем платить отдельно земельный налог, исходя из кадастровой стоимости участка, и налог на имущество физических лиц за жилой дом, исходя из инвентаризационной оценки.
Конечной целью властей, безусловно, является увеличение поступлений в местные бюджеты и, за счет этого, снижение зависимости регионов от государственных дотаций.
Денис Измайлов, эксперт по вопросам загородного строительства CENTURY 21:
По оценкам специалистов Минфина и Минэкономразвития РФ, детально занимающихся этим вопросом, разработкой принципов, критериев и ставок налогооблагаемой базы, переход на новый налог будет происходить поэтапно в 2010-2012 гг. Это связано с тем, что в РФ пока не завершена работа по кадастровому учёту и кадастровой оценке всех объектов недвижимости, недостаточно развит рынок профессиональной оценки. Кроме того, специалисты единодушно отмечают необходимость детальной проработки вопроса о применении понижающего коэффициента для собственников с низкими текущими доходами (пенсионеров, льготных категорий граждан), дабы не получилось «как всегда».
Налог на недвижимость предполагает выстраивание налогооблагаемой базы в соответствии с рыночной стоимостью объектов недвижимости, что приведёт к принципиальному росту налоговых платежей в пользу государства.
Точные ставки нового налога пока не определены, но, по расчётам экспертов, имущественные платежи в результате нововведения могут вырасти в сотни раз.
Резюме журнала о недвижимости Metrinfo.ru
Сегодня уже всем ясно, что от уплаты налога и на землю, и на имущество никуда не уйти. Причем его бремя, по мене роста цен на недвижимость, только вырастет. Лучше ли платить один налог вместо двух, вопрос неоднозначный. На первый взгляд один лучше двух, но главный вопрос – размер налога. По имеющейся практике, любые телодвижения законотворцев обходятся россиянам дорого. Увеличив налог на недвижимость под любым предлогом – казна получит миллиарды, но что получат россияне?
Фото: delo.ua