Адвокат Семен Эпштейн, выступая на VIII саммите Института Адама Смита «Недвижимость в России», заявил, что три четверти (некоторые источники сообщают «две трети») активов на рынке недвижимости юридически небезупречны. По мнению Эпштейна, рассчитанное им соотношение – показатель того, какое огромное количество собственников недвижимости в России может потерять свои активы.
По его словам, адвоката в кризис проблема «юридически порочных» активов встала перед собственниками очень остро, так как на ослабевшие во времена финансовой нестабильности компании участились случаи нападения рейдеров.
«Причина потенциальной порочности многих активов на рынке недвижимости кроется в пробелах в российском законодательстве и его противоречивости, особенно в те времена, когда оно только начинало формироваться, а также в том, как происходила приватизация в РФ», — пояснил Семен Эпштейн в своем выступлении.
Г-н. Эпштейн в свойственной ему правозащитной манере осторожно выдвигает очень смелое утверждение. С одной стороны он говорит о том, что три четверти объектов недвижимости в России находятся в собственности незаконно и собственники могут их потерять. С другой – эти активы он называет «юридически порочными» и что означает этот художественный канцеляризм – ясно не вполне. Не в даваясь в юридическое определение «порока» предположим, что порочные активы — это те, что не оформлены надлежащим образом, а следовательно, права на них могут быть оспорены.
К слову сказать, 17-19 ноября 2009 года в отеле Мариотт Гранд, прошел VIII ежегодный Форум Института Адама Смита «Агробизнес и пищевая промышленность». На котором, также выступал г-н Эпштейн. В ходе своего выступления, он напомнил участникам, что три четверти земельных активов «порочны и призвал в ближайшее время оформить права на земли сельхозназначения». Страшно себе представить, что он скажет, если, например, пригласить его на конференцию «Российское гражданство и проблемы его получения», или на семинар «Сложности написания словарных слов». Очевидно, что г-н Эпштейн вывел некоторое сечение законности в России — три четверти порока и одна четверть безупречности. Красиво, но откуда он это взял непонятно совершенно. Впрочем, такое чисто эстетическое отношение к цифрам и понятиям свойственно людям, не чурающимся организаций вроде Института Адама Смита.
Однако предположим, что данная оценка сделана экспертом на основе его многолетнего опыта работы в сфере оформления сделок с недвижимостью, тем более, что обилие юридических тонкостей в этом вопросе давно ни для кого не секрет.
Что касается рейдерских захватов, то, как показывает опыт, рейдеры не пользуются случайными неточностями договоров, а создают их намеренно и заблаговременно либо просто подделывают документацию. К тому же случаев рейдерского захвата конкретного объекта недвижимости в России не случалось. Хотя некоторые и называют снос поселка «Речник» «рейдерским захватом земли». Захватывают предприятие и вместе с ним недвижимое имущество – насколько «непорочны» документы о собственности на здание, в данном случае большого значения не имеет.
В целом, г-н Эпштейн еще раз отметил, непроработанность российского законодательства в сфере недвижимости и прав собственности вообще. Согласившись с ним в наличии этой очевидной проблемы, хотелось бы все-таки услышать хотя бы от кого-нибудь из участников процесса конкретные предложение по выходу из ситуации. Действующее законодательство в сфере недвижимости существует не первый десяток лет и сделки законность которых до конца проверить просто не реально, заключаются в течении такого же времени. И тот факт, что никто не пытается изменить ситуацию, говорит о том, что тем же участникам саммита «Недвижимость в России», она в принципе выгодна. По крайней мере, всегда есть о чем заявить.
Справка KM.RU:
Семен Эпштейн, адвокат управляющий партнер Юридического бюро «Падва и Эпштейн».