Статьи

Представительство сторон в исполнительном производстве

Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Конституция Украины гарантирует права и свободы человека и гражданина (часть вторая статьи 22), которые не могут быть ограничены по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и другим признакам (часть вторая статьи 24). Права и свободы являются основным элементом правового статуса человека и гражданина. Получив закрепление в Конституции Украины, права и свободы определяют меру возможного поведения человека и гражданина, отражают определенные границы этих прав и свобод, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих интересов.

С целью обеспечения реализации закрепленных прав и свобод человека и гражданина Конституция Украины устанавливает соответствующие правовые гарантии. В частности, в части первой статьи 59 Конституции Украины закреплено право каждого на правовую помощь. Право на правовую помощь - это гарантированная Конституцией Украины возможность физического лица получить юридические (правовые) услуги.

Положения части первой статьи 59 Конституции Украины гарантирует каждому право на свободный выбор защитника своих прав. Определение понятия «защитник» в действующем законодательстве Украины отсутствует.

Действующее процессуальное законодательство Украины не содержит термина «защитник», а употребляет понятие «представительство». Наиболее полному осуществлению права человека на судебную защиту в значительной мере способствует юридическая помощь, в том числе и в форме представительства. Представительство возможно в любом деле начиная с возбуждения дела и заканчивая выполнением судебного решения.

Условия и порядок исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), что согласно закону подлежат принудительному исполнению в случае невыполнения их в добровольном порядке, определяет Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.1999 (далее - Закон).

В соответствии с требованиями статьи 11 указанного Закона, сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник.

Взыскателем является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ. Должником является физическое или юридическое лицо, обязанное по решению совершить определенные действия (передать имущество, выполнить другие обязанности, предусмотренные решением) или воздержаться от их совершения.

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по другой стороны имеет право участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

Представительство - это правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершать сделки от имени другой стороны, которую она представляет.

С помощью представительства могут осуществляться не только имущественные, но и некоторые личные неимущественные права, однако не допускается совершение через представителей сделок, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, а также других сделок в случаях, предусмотренных законом (например, только лично можно составить завещание, заключить договор пожизненного содержания и др.). Также Законом Украины «Об исполнительном производстве» определены условия выполнения решений, по которым должник обязан лично совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

В учебном пособии «Исполнительное производство в Украине» автор Щербак С.В. выделяет законное и договорное представительство.

Законным является представительство интересов несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными и безвестно отсутствующими, а основаниями для допуска законных представителей соответственно будут: свидетельство о рождении ребенка или решение суда, акт о назначении опекуном или попечителем, а также опекуном имущества.

Характерными признаками законного представительства, во-первых, является то, что представитель и его полномочия устанавливаются нормативными актами (гражданскими, хозяйственными, семейными). Например, родители, опекуны выступают представителями недееспособных лиц, малолетних до 14 лет в связи с прямым указанием закона. Во-вторых, лицо, которое представляют, не участвует в назначении представителя и не может лично отменить или изменить полномочия представителя, поскольку эти полномочия определены законом.

Договорным есть представительство, осуществляется в исполнительном производстве на основании договора поручения (адвокат, спивстягувач, любой гражданин) или трудового договора (юрисконсульт). Полномочия этих представителей подтверждается поручением, которое оформляется в соответствии с требованиями закона.

Представительство сторон в исполнительном производстве определены статьей 12 вышеуказанного Закона, согласно которой стороны могут реализовывать свои права и обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя, за исключением случая, когда должник обязан согласно решению совершить определенные действия лично.

Несовершеннолетние и лица, признанные судом недееспособными, осуществляют свои права и исполняют обязанности в исполнительном производстве в соответствии с требованиями закона.

Если стороной исполнительного производства является лицо, признанное судом безвестно отсутствующим, государственный исполнитель своим постановлением привлекает к участию в исполнительном производстве лицо, являющееся опекуном его имущества.

Участие юридических лиц в исполнительном производстве осуществляется их руководителями или органами, должностными лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им законом, или через представителей юридического лица.

В данном случае регламентируется не просто представительство юридического лица, а ее участие в исполнительном производстве как стороны, поэтому указанное положение требует более четкой регламентации. Представительство интересов юридического лица являются составной частью ее дееспособности. Так, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности с помощью своих органов, для этого наделяются правами законом и уставом (положением). Порядок назначения или избрания руководящих органов юридического лица определяется их уставом (положением).

Также, следует обратить внимание на то, что согласно статье 246 ГК Украины доверенность от имени юридического лица выдается его органом или другим лицом, уполномоченным на это ее учредительными документами.

Общим является правило о том, что представителем предприятия является его руководитель (директор), который нанимается или назначается собственником или уполномоченным им органом и с которым заключается контракт. Уставом или положением (а также контрактом) определяются границы полномочий, руководителю делегируются для осуществления коммерческой или иной деятельности. Но статус руководителя должен приходиться также назначением на должность (приказ), избранием коллегиального органа (выписка из решения собрания) или контракту. Поэтому перед государственным исполнителем всегда встает вопрос о допуске и объем полномочий представителя юридического лица. Особенно этот вопрос актуален, когда от волеизъявления представителя будет зависеть последовательность или содержание процессуальных действий государственного исполнителя.

Поскольку уставом или положением право руководителя предприятия может ограничиваться по совершению отдельных видов соглашений или размера такого соглашения (денежным или искусственным эквивалентом), необходимо убедиться не только в наличии документа, удостоверяющего служебное положение руководителя (приказа о назначении), но и в наличии полномочий в представителя на совершение именно этого соглашения. Для этого государственный исполнитель может истребовать соответствующие выдержки из уставов или положений.

Современная юридическая практика предусматривает возможность директора и других руководителей действовать на основании контракта и тому подобное. Поэтому государственный исполнитель должен разъяснить руководителю, который действует от имени юридического лица, противоправность деятельности, выходящей за пределы его полномочий, и недопустимость деятельности в период отпуска или увольнения, поскольку это будет определять личную ответственность гражданина как физического лица. Другим случаем является предоставление поручения руководителю или другому работнику предприятия, учреждения, организации уполномоченным органом юридического лица, которым ему устанавливаются четкие полномочия на заключение соглашения от имени этого юридического лица 2

Отдельно стоит остановиться на оформлении доверенности на представительство стороны исполнительного производства.

Так, частью пятой статьи 12 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с требованиями закона.

В соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Украины (далее - Кодекс) доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Согласно статье 245 Кодекса, форма доверенности должна соответствовать форме, в которой согласно закону должна совершаться сделка. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, подлежит нотариальному удостоверению, кроме случаев, установленных частью четвертой этой статьи (часть вторая статьи 245 Кодекса).

Согласно части первой статьи 219 Кодекса в случае несоблюдения требования закона о нотариальном удостоверении односторонней сделки такая сделка является ничтожной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае выдачи лицу доверенности, не соответствует форме, в которой должен совершаться указанный сделка, право на представительство стороны исполнительного производства такое лицо не имеет.

Основания для прекращения представительства по доверенности определен статьей 248 Кодекса. С прекращением представительства по доверенности теряет силу передоверие. В случае прекращения представительства по доверенности представитель обязан немедленно вернуть доверенность.

На основании изложенного, действующим законодательством предусмотрено представительство по доверенности, а не за ее копией.

Если представитель действует по копии доверенности, она должна быть оформлена в соответствии с общими правилами делопроизводства.

Так, пунктами 5.26, 5.27 требований к оформлению документов Национального стандарта Украины Государственной унифицированной системы документации Унифицированной системы организационно-распорядительной документации (ДСТУ 4163-2003) предусмотрено, что отметку о заверении копии документа составляют со слов "Согласно с оригиналом», названия должности, личной подписи лица, заверившего копию, его инициалов и фамилии, даты заверения копии.

Также, следует выделить полномочия адвоката как представителя сторон исполнительного производства. В соответствии со ст. 11 Закона полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии д овимг закона. Полномочия адвоката как представителя могут также удостоверяться ордером, поручению органа (учреждения), уполномоченного законом на предоставление бесплатной правовой помощи, или договором об оказании правовой помощи. К ордера обязательно прилагается выписка из договора, в котором указываются полномочия адвоката как представителя или ограничения его прав на совершение отдельных действий как представителя стороны исполнительного производства. Извлечение удостоверяется подписью сторон договора.

В соответствии с Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» адвокат - физическое лицо, осуществляющее адвокатскую деятельность на основаниях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом. Адвокатом может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в области права не менее двух лет, сдавшее квалификационный экзамен, прошла стажировку (кроме случаев, установленных настоящим Законом), присягу адвоката Украины и получила свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью.

При осуществлении адвокатской деятельности адвокат имеет право совершать любые действия, не запрещенные законом, правилам адвокатской этики и договором об оказании правовой помощи, необходимые для надлежащего исполнения договора об оказании правовой помощи, в том числе обращаться с адвокатскими запросами, в том числе на получение копий документов, в органы государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также к физическим лицам (по согласию таких физических лиц);

Адвокатский запрос - письменное обращение адвоката в орган государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и подчинения, общественных объединений о предоставлении информации, копий документов, необходимых адвокату для оказания правовой помощи клиенту (статья 24 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

К адвокатского запроса добавляются заверенные адвокатом копии свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, ордера или поручение органа (учреждения), уполномоченного законом на предоставление бесплатной правовой помощи. Требовать от адвоката представления вместе с адвокатским запросом других документов запрещается.

Адвокатский запрос не может касаться предоставления консультаций и разъяснений положений законодательства.

Предоставление адвокату информации и копий документов, полученных при осуществлении уголовного производства, осуществляется в порядке, установленном уголовным процессуальным законом.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные и служебные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, которым направлено адвокатский запрос, обязаны не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса предоставить адвокату соответствующую информацию, копии документов, кроме информации с ограниченным доступом и копий документов, в которых содержится информация с ограниченным доступом.

В случае если адвокатский запрос касается предоставления большого объема информации или требует поиска информации среди значительного количества данных, срок рассмотрения адвокатского запроса может быть продлен до двадцати рабочих дней с обоснованием причин такого продления, о чем адвокату письменно сообщается не позднее пяти рабочих дней со дня получения адвокатского запроса.

В случае если удовлетворение адвокатского запроса предусматривает изготовление копий документов объемом более десяти страниц, адвокат обязан возместить фактические расходы на копирование и печать. Размер таких расходов не может превышать предельные нормы расходов на копирование и печать, установленные Кабинетом Министров Украины в соответствии с Закона Украины «О доступе к публичной информации» .

Отказ в предоставлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, влекут за собой ответственность, установленную законом, кроме случаев отказа в предоставлении информации с ограниченным доступом.

Главный специалист отдела организации и контроля за выполнением решений Управления государственной исполнительной службы Главного территориального управления юстиции в Запорожской области соломенно Екатерина Владимировна

Новости