Статьи

По моратория на продажу земли - целый парад манипуляций и домыслов

Специализированные комментарии к тезисам, произнесенных недавно лидером БЮТ относительно темы моратория на продажу земли

Почти год, как партия Родина и ее лидер Юлия Тимошенко ведут активную ПР-кампанию против отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель и становления соответствующего рынка, существует во всех странах мира, за исключением разве что некоторых тоталитарных государств и государств с авторитарными режимами, например таких , как Северная Корея, Куба, Китай, Венесуэла, Конго. Попробуем выяснить, что здесь является правдой, что полуправдой, а домыслами. Воспользуемся тезисами лидера БЮТ на одном из последних телеэфиров, по которому могли следить тысячи зрителей.

1). Цитата: "Организация Объединенных Наций признал первым, ключевым и самым страшным вызовом мира - голод. И они посчитали, что 840 000 000 людей в мире сегодня страдают от голода. Кроме того, они также посчитали, что каждый седьмой ребенок в мире практически недоедает, а до 5 лет ежедневно в мире от голода погибает 16 000 детей. И это сегодня, в развитом успешном мире. И кроме того, Украина признана одной из ключевых стран по борьбе с этой ужасной угрозой в мире - с голодом. И дальше наши ученые анализируют буквально по пунктам, что нужно делать с землей и, что нельзя делать с землей. И когда сегодня мы от многих экспертов, аналитиков, ну в принципе - политиков, которые вообще не знают о чем говорят, если мы слышим, что сегодня продать украинскую землю - это наше все, это наше счастье, которое, как вы говорите принесет 30 млрд долларов в бюджет, - это большая ложь ".

Фактически Современное вопрос проблемы голода заключается вовсе не в дефиците продуктов питания, а в дифференциации доходов населения и существовании значительной прослойки людей, которые не способны создать необходимую для достойного проживания величину добавленной стоимости. Данный тезис легко доказывается тем, что почти половина производимой в мире еды выбрасывается на мусорной свалке. В свою очередь, проблема голода может быть решена только благодаря технологическому прогрессу, который удешевляет производство продуктов питания и делает их более доступными.

Если проанализировать данные Всемирного банка и FAO (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), то за последние 50 лет, при практически неизменных площадях сельскохозяйственных земель, производство основных видов сельскохозяйственной продукции увеличилось в 4-10 раз. При том что общая численность населения планеты за последние 50 лет увеличилась лишь в 2,5 раза.

Специализированные комментарии к тезисам, произнесенных недавно лидером БЮТ относительно темы моратория на продажу земли   Почти год, как партия Родина и ее лидер Юлия Тимошенко ведут активную ПР-кампанию против отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель и становления соответствующего рынка, существует во всех странах мира, за исключением разве что некоторых тоталитарных государств и государств с авторитарными режимами, например таких , как Северная Корея, Куба, Китай, Венесуэла, Конго

Благодаря этому, согласно данным Всемирного Банка, если в 1991 году от голода страдало 18,6% населения, то сегодня данный показатель составляет лишь 10,8% и в дальнейшем будет только снижаться.

2). Цитата: "Марк Твен сказал, что земля - это товар, который уже в мире не производится, и если его продать - на этом надо ставить точку. У нас уже более чем в нации, как у народа, этого не будет. 72% территории Украины - это сельскохозяйственная земля, это почти вся территория. Если это продать, то я хочу спросить - а на чем украинцы будут жить? Куда они поедут, где они будут? "

Фактически: Сельскохозяйственные земли никоим образом не относятся к жилой недвижимости и является исключительно средством производства.

Более того, согласно предложенным Кабинетом Министров законопроектом, иностранцы и юридические лица не будут допущены к сделок купли / продажи сельхозземли. Также планируется установить максимальный лимит владения землей в 200 га на одного гражданина. Законопроектом предусмотрена низкая механизмов, которые делают невозможным скупку земель и попадания их в собственность аграрных олигархов.

Таким образом, снятие моратория - это в первую очередь предоставление возможности гражданам Украины свободно распоряжаться своей собственностью и покупать сельхозземлю в установленных законом рамках.

Искренность заявлений Тимошенко о том, что все скупят олигархи, можно оценить, если вспомнить, что в 2008 году, будучи премьер-министра Украины, она от имени правительства подала в Верховную Раду Украины законопроект №2143 от 28.02.2008 « Проект закона о рынке земель ». Этим законопроектом предполагалось разрешить украинским компаниям и иностранным юридическим и физическим лицам, за вхождение в состав совладельцев украинских компаний, покупать и продавать сельхозземли, практически без ограничений. Отозван этот законопроект был лишь во времена правительства Азарова.

3). Цитата: "Уже много лет в тени идет скупка нашей сельскохозяйственной земли и идет уничтожение украинского фермерства. Скупка земли происходит антизаконно, и земля сейчас накопленная примерно в 12-15 семей в огромных объемах от 500 тыс. Га до миллиона гектаров земли в одних руках, в одной семье, и это означает, что это уже не принадлежит народу Украины. И могу вам сказать, что сегодня продолжается теневая скупка сельскохозяйственных земель. Для чего им сейчас нужно сделать продажу сельскохозяйственной земли? Единственная цель: первое - это легализовать то, что за многие годы последние в тени было скуплено за копейки ".

Фактически: Действительно, сегодня земельный банк функционирующих в Украине двухсот крупнейших агрохолдингов - достиг 5600000 га, что составляет 13,5% всех сельхозугодий страны. Однако, во-первых, их земельные фонды вполне собраны из арендованных земель, непосредственно отражено в финансовой отчетности каждого предприятия. Во-вторых, заявление о возможной скупку украинской земли агрохолдингами является лишь мифом. Напротив, агрохолдинги заинтересованы в сохранении моратория, который занижает цены на землю и позволяет урезать расходы на арендную плату.

Что касается теневого рынка земли в Украине, то он действительно существует, но основными его субъектами является не аграрные олигархи, а «серые» бизнесмены средней руки, связанные с теми или иными политическими силами, и коррумпированные чиновники, в сотрудничестве меняют целевое назначение государственных сельскохозяйственных земель и за бесценок приватизируют последние. Например, эта схема течение многих лет широко распространена в Киевской области, где большинство депутатов облсовета связанные с одной общеизвестной политической силой.

Незначительная доля теневого рынка также приходится на малых и средних фермеров, которые, не желая рисковать и выращивать многолетние насаждения на арендованной земле, вынуждены прибегать к различного рода теневых схем. А владельцы паев лишены своего конституционного права продать принадлежащую им сельхозземлю.

4). Цитата: "У нас 42 млн гектаров земли. Сегодня их скупают по 700 $ -1000 $ за гектар. Лучшие земли и черноземы в Европе стоят до 70 тыс. Евро за гектар. Разницу мы чувствуем? И если умножить все это нашу землю на реальную рыночную стоимость - это примерно 3500000000000 евро. Вы знаете, что это за цифра? Это 40-летний валовой внутренний продукт Украины, это означает, что для того, чтобы такие деньги заработать - 40 лет всей стране, во всех сферах надо работать, чтобы такие деньги получить. А у нас хотят это просто положить в карман, эту разницу ".

Фактически Юлия Владимировна, как и подавляющее большинство других отечественных политиков «левого» крыла, уверяет свой электорат в том, что украинская земля вроде будет продана за "несправедливыми" ценам, обосновывая это утверждение сравнением цен на землю в Украине и Европе.

Действительно, цена украинской земли намного ниже, чем во Франции, Германии и даже Румынии, однако означает ли это, что украинская земля недооценена?

Пока не начал действовать прозрачный рынок купли-продажи сельскохозяйственных земель, говорить о них справедливую цену вообще нельзя. Есть только цена, по которой сельскохозяйственная земля покупается и продается по теневым схемам, и нормативно-денежная оценка сельхозугодий, исходя из которой уплачивается арендная плата.

Кроме того, есть несколько объективных и субъективных факторов, которые обусловливают то, что цена сельхозземель в Украине ниже.

Во-первых, в Украине наибольший объем сельскохозяйственных земель в Европе. Разумеется, в странах, где сельскохозяйственных земель мало, они стоят дороже. Особенно, если некоторые из них приходится делать плодородными, благодаря невероятной человеческой труда и финансовым усилиям. Например, в Нидерландах земли превращают в сельскохозяйственные, отвоевав их у Северного моря, а в Израиле - в пустыне.

При этом следует отметить, что в Украине цена сельхозземель тоже разная. В степной зоне плотность сельского населения невысокая, и цена земли значительно ниже, чем, например, в Прикарпатье и горных районах Карпат и Закарпатья. Там сельскохозяйственных земель значительно меньше, чем в степной зоне, а плотность сельского населения значительно выше.

Во-вторых, стоимость земли на 75% определяется уровнем добавленной стоимости, создаваемой на ней. Таким образом, если сравнить уровень добавленной стоимости, создаваемой на 1 га земли с ценой этого гектара, легко увидеть, что цена украинской земли полностью оправданной.

С другой стороны, одним из основных факторов, оставляет уровень цен на землю в Украине настолько низким, является именно влияние моратория. При отсутствии прозрачного рынка земли и полноценного права собственности арендаторы (фермеры и сельхозпредприятия) не заинтересованы в повышении плодородия земель, сохранении и улучшении состояния почв, что приводит к их хронического ухудшения. Так, с 2000 года среднее содержание гумуса в почвах снизился с 3,36% до 3,14%, при этом земли с содержанием гумуса ниже 2,5% черноземами уже не считаются. Очевидно, что административными мерами повлиять на эту ситуацию невозможно, и именно рынок земли и прозрачная капитализация (определение стоимости земельного участка) является тем фактором, который будет стимулировать фермера защищать землю, используя максимально возможный уровень удобрений. Как показывает опыт других постсоветских республик, построили внутренние рынки земли, частная собственность побуждает фермеров использовать в 2,5 раза больше удобрений на 1 га, чем это сейчас происходит в Украине.

Разумеется, если фермер знает, что это его собственность, которая не только сможет прокормить его семью, но и останется в наследство детям, внукам и правнукам, то он будет готов в эту землю инвестировать собственные средства и усилия. В чужую сельхозземлю, которая находится в аренде, никто не будет инвестировать значительные средства. Особенно, когда речь идет о садоводстве и органическое земледелие, в которых инвестиции окупаются всего за десять-пятнадцать лет.

5). Цитата: "В мире существует единственный уклад в аграрном секторе - это фермерские семейные хозяйства. Точка. Если вы посмотрите на весь мир, - каждая аграрная страна мира делает ставку только на семейные фермы. Почему? Да потому, что прибыль с земли уникален. Та прибыль, которая родит украинская земля, он не сравнимый ни с никакими другими отраслями. Приведу вам пример: сегодня Украина торгует сырьем через крупные агрохолдинги, которые снимают с Украиной все прибыли. Так вот, Украина от всей своей земли получает сегодня в год всего 18 млрд евро. Италия, где довели до совершенства фермерские хозяйства, и где есть торговля не сырье, а там каждый килограмм сырья перерабатывается в готовые пищевые продукты, они снимают с гектара земли (земля у них гораздо хуже, чем в Украине) снимают в 10 раз больше прибыли и доходов, чем Украина. Поэтому, если мы сделаем то, что сделала Италия, но на наших золотых черноземах, мы сможем в 10 раз больше получить доход только от аграрного комплекса, и это 180 млрд евро в год ".

Фактически: Утверждение Тимошенко не соответствует действительности. На самом деле, мировая практика последних +70-ти лет свидетельствует о существовании трех моделей функционирования сельскохозяйственного сектора: американской, французской и смешанной. Первая характеризуется положительным эффектом масштаба, когда крупные агрохолдинги с помощью последних достижений науки выращивают массовые культуры зерновых и животноводства, достигая при этом максимального уровня рентабельности. В свою очередь, французская модель, базирующаяся на малых и средних фермерам, хотя и позволяет производить гораздо более широкий ассортимент продуктов питания, изначально предполагает убыточность и дотирования фермеров государством. Как вы уже догадались, модель функционирования АПК определяется масштабами государства, плотностью населения и объемом сельхозземель. Именно поэтому в центральной и южной Украины с широкими степями, большим объемом сельхозземель и низкой плотностью сельского населения более распространена деятельность крупных агрохолдингов, которые являются типичным примером американской модели функционирования сельскохозяйственного сектора. В то же время в западной части Украины, с небольшими земельными паями, расположенными в лесостепи, со значительно более высокой плотностью сельского населения, более распространена модель функционирования сельскохозяйственному сектору, которую можно отнести к французскому или смешанного типа.

Итак, сравнивать структуру украинского АПК с итальянским, из-за разницы их географических условий, - мягко говоря некорректно, а вопрос разницы в дополнительных ценностях, получаемых с одного гектара в Италии и Украины лежит в совершенно иной плоскости. Около 60% продукции нашего АПК потребляется внутри страны, и его стоимость определяется общему уровню дохода украинских граждан, который, напомню вам, - в 12 раз ниже итальянского, поэтому тезис об потенциальных 180 млрд евро - это откровенная манипуляция.

Кроме того, опять же, следует подчеркнуть, что, во-первых, сельскохозяйственные земли в той же Италии преимущественно находятся в собственности фермеров, они ее имеют право свободно купить и продать. Во-вторых, учитывая, что они инвестируют в нее значительные средства, эта земля дает существенно больший размер добавленной стоимости. В-третьих, собственная сельхозземля дает итальянским фермерам возможность получать под ее залог долгосрочные кредиты, которые направляются на приобретение более эффективной сельхозтехники и оборудования для переработки сельхозпродукции.

6). Цитата: "Сегодня Канада свою землю не продает, будучи аграрной страной, Израиль свою землю не продает, будучи аграрной страной, Соединенные Штаты в последние 10 лет скупают у граждан землю обратно, потому что они понимают, что это за ценность и что это за собственность . Скажите, пожалуйста, Израиль - рыночная страна? Вы можете дать мне ответ - почему 92% земли сельскохозяйственного в Израиле - в государственной собственности?

Фактически: У каждой страны есть свои особенности регулирования земельных отношений, однако общий тренд их развития один - максимальная либерализация и свобода рынка земли.

Сторонники моратория и государства, как единого / крупнейшего распорядителя земельным фондом страны, часто обращаются к опыту Израиля, Канады и США - пример демократических стран первого мира с высокой долей государственных земель и высокой эффективностью сельского хозяйства. Формально данный пример правильный, однако более подробное рассмотрение земельных отношений каждой из этих стран развенчивает данный миф.

Во-первых, сельскохозяйственные земли в США и Канаде свободно покупаются и продаются. Причем в последние годы, например в Канаде, власть провинций активно агитирует фермеров выкупать сельхозземлю в собственность.

Во-вторых, в Канаде и США только 7,2% и 44,6% площади страны соответственно, являются сельскохозяйственными землями (по международной классификации, включающей только пахотные земли, земли под многолетними насаждениями и пастбища). Очевидно, что другие площади по типу лесов и гор не могут быть объектом интересов сельскохозяйственных производителей, поэтому находятся в распоряжении местных органов власти.

В-третьих, что касается Израиля, то особенности функционирования рынка сельхозземель в этом государстве связаны с совокупностью исторических и текущих факторов. Причина того, что большая часть сельскохозяйственных земель находятся в собственности государства и кажутся только в аренду, кроется в истории формирования его земельного фонда. Около 13% последнего в свое время был приобретен у палестинцев за счет добровольных взносов еврейской диаспоры и положено Еврейский национальный фонд. Израиль - маленькое государство, вся площадь которой (без учета Палестинской территории) на четверть меньше Киевской области. Это государство окружена со всех сторон далеко не дружественными соседями, с которыми Израиль неоднократно приходилось вести активные боевые действия. Учитывая это, все подчинено в первую очередь интересам защиты от внешней агрессии. Значительная часть сельхозземель сдается в аренду, а не продается - чтобы, в случае необходимости, в любой момент изъять их для нужд вооруженных сил страны.

В то же время сельхозземли, которые уже находятся в частной собственности, могут покупаться и продаваться. Но при этом существуют жесткие ограничения по изменению их целевого назначения. Причина этого кроется, опять же, в особенностях Израиля. Официально, значительная часть палестинцев являются гражданами этого государства. Их жизнедеятельность активно поддерживается и финансируется средствами богатых арабских стран. Для недопущения заселения палестинцев на территории Израиля и изменения этнической структуры населения, действует жесткий запрет использования сельхозземель для строительства любых сооружений, в которых те смогут располагаться.

7). Цитата: "С нами делают то же самое, вспомните, что делали, когда сказали, что поделить всю нашу индустрию, все наши заводы, фабрики, все, что у нас есть, на ваучеры - это прекрасная идея. Потому что потом кто-то эти ваучеры купит, и народ заработает миллиарды денег, и заводы получат нормального собственника. Вы помните это время? 12000000 человек владеют этой макулатурой (ваучерами - авт.), И она уже никому не нужна, потому что уже все забрали. Теперь очередь подошла к земле. Подбор - та же технология ".

Фактически: Сравнение отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель и ваучерной приватизации есть в принципе некорректным. 75% земли в Украине уже находится в частной собственности, и отмена моратория означает не передачу земли из государственной собственности в частную, а возвращение владельцам земли их конституционного права.

8) Цитата: "Скажите, сколько хватит сельской семье прожить на 700 $, продав гектар земли? Ну, почти нисколько, почти - при сегодняшних ценах ".

Фактически: Средний арендный доход, который приносит один гектар земли в год, составляет 37 $ или 3,3% годовых (от нормативно-денежной оценки в 1140 $ / га). При этом, сегодняшняя ставка по срочному депозиту в долларе составляет 3,6%, а в полностью гарантированном государством Сбербанка - 4%.

С другой стороны, именно действие моратория не позволяет собственникам земли использовать ее в качестве залога для покупки элементарной техники и самостоятельной работы своих паев. Как показывают соцопросы, проведенные КМИС (Киевским Международным Институтом Социологии), только 8,1% пайщиков хотят продать свои земли, другие - хотят обрабатывать землю самостоятельно или сдавать ее в аренду.

9). Цитата:

- Считаете ли вы мораторий ограничением конституционных прав граждан на распоряжение своей собственностью?

- «Для этого уже есть решения, которые приняли другие государства, и это решение заключается в том, что сегодня эти коррупционеры, которые скупают у людей землю в тени - они их так же обманут, как обманули с ваучерами. Потому, что они скупают эту землю у людей за бесценок. Есть только один ответ, и такой законопроект по моему авторством лежит сегодня в Верховной Раде: государство должно создать институт - как в Соединенных Штатах, как в Германии, в Канаде - покупки земли у людей, если они хотят продать свои паи. Но без обмана, по настоящему рыночной стоимости, чтобы человек получил то, что эта земля действительно стоит ".

Фактически: Предложенный Тимошенко законопроект №5476 не только создает огромное поле коррупционных возможностей, но и вообще не подлежит практической реализации. Согласно данному законопроекту, предусматривается создание специального государственного органа, которому владельцы паев смогут продать свою землю по "справедливой" стоимости. При этом, под справедливой стоимостью подразумевается средний уровень цен на землю в Европе, который не имеет ничего общего с факторами ценообразования земли в Украине. Так, если 8,1% владельцев паев хотят продать свои земли, а площадь земель, подпадающих под действие моратория, составляет 27 млн ​​га, государству в первые два года функционирования данного органа придется выкупить 2200000 га. При использовании показателя средней цены на землю в той же Польше (8,7 тыс. $ / Га) становится очевидно, что для этого необходимо 19 млрд $, или 70% государственного бюджета Украины за 2016 год. Даже если отбросить проблему невозможности реализации данной идеи, возникает вопрос - а целесообразно доверять государственному органу распределение такой огромной суммы, и насколько данное деление будет прозрачным?

Борис Кушнирук, председатель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра

* Точка зрения автора может не совпадать с позицией агентства

Если это продать, то я хочу спросить - а на чем украинцы будут жить?
Куда они поедут, где они будут?
Для чего им сейчас нужно сделать продажу сельскохозяйственной земли?
Разницу мы чувствуем?
Вы знаете, что это за цифра?
Действительно, цена украинской земли намного ниже, чем во Франции, Германии и даже Румынии, однако означает ли это, что украинская земля недооценена?
Почему?
Скажите, пожалуйста, Израиль - рыночная страна?
Вы можете дать мне ответ - почему 92% земли сельскохозяйственного в Израиле - в государственной собственности?
Вы помните это время?

Новости

Что делать если на одном земельном участке два разных объекта недвижимости
Качественная и быстрая срочная доставка по Москве позволяет существенно экономить время. Выгодные тарифы и высокая скорость доставки, вежливые курьеры, все это ставит курьерскую доставку на высокий

Земельные участки по Симферопольскому шоссе
Для начала необходимо оценить месторасположение участка и постараться представить, как должен стоять дом, чтобы вид из окон радовал глаз. Перед началом строительства важно оценить рельеф участка. Жилые

Земельные участки в Алтайском крае
Кто дал название реке Иша? Что оно означает? Почему город назвали Бийск? Как появилось название села Сростки? Откуда появилось слово Ал- тай? Эти и многие другие вопросы о происхождении географических

Минимальный размер земельного участка под ИЖС - площадь, предельный, для индивидуального жилищного строительства
Размеры участков, которые предназначаются под ИЖС, устанавливаются в соответствии с правовыми и нормативными актами. Но это касается только тех земельных наделов, которые выдаются администрацией гражданам,

Ипотека под залог недвижимости - жилья, квартиры, ФЗ, федеральный закон, в Сбербанке, в ВТБ 24, земельного участка
Банки предъявляют к заемщику требования о платежеспособности, ликвидности объекта залога. Необходимо, чтобы у должника была хорошая кредитная история и высокий постоянный доход. Подробно об условиях

Как узнать кадастровый номер земельного участка по координатам?
Кадастровые координаты позволяют определить фактическое расположение земельного участка на местности, а также выступают гарантом того, что в отношении этого участка была проведена процедура межевания.

Когда закончится бесплатная приватизация земельных участков
Приватизация земельного участка после 1 марта 2018: документы и сроки приватизации земли Приватизация – это понятие, которое означает процесс, который дает вам гарантию того, что государство у вас не

Выкуп земельного участка под строительство
Выкуп земельного участка в Москве . Порядок, условия и некоторые особенности. В городе Москве принят ряд нормативных правовых актов, приводящих московское законодательство о землепользовании в соответствие

Договор купли-продажи дома с земельным участком: образец и правила оформления
Приобретение частного дома с землей практически не отличается от процедуры покупки любого другого недвижимого имущества. Также готовится пакет требуемой документации, оформляется соглашение о реализации,

Процедура уточнения границ земельного участка. Акт согласования
В ходе постановки участка на кадастровый учёт или уточнения его расположения оформляется ряд важных документов. Один из них – акт установления и согласования границ. Что такое акт установления и согласования