Статьи

Главная Новости

Городовой

Опубликовано: 06.09.2018

видео Городовой

Китайский городовой Дань 2012 Год

В петербургской культурной сфере разгорается очередной скандал, причиной которому – как и большинству скандалов в области культуры последнего времени – кадровые перестановки, осуществляемые волюнтаристскими методами. Речь идет о Большом Петербургском Государственном цирке. По сведениям «Фонтанки», кресло зашаталось под его директором Григорием Гапоновым, возглавляющим Цирк на Фонтанке с 1986 года. Человека, которого прочат во главу петербургского цирка уже называют Владимиром Кехманом номер 2.



Единственным претендентом на место художественного руководителя и генерального директора Цирка на Фонтанке, которое сейчас занимает Григорий Гапонов, называется крупный столичный бизнесмен, а в недавнем прошлом член лужковской администрации Вадим Гаглоев. Известно, что в сентябре 2012 года он участвовал в конкурсе на должность генерального директора Росгосцирка, которую в итоге заняла директор Цирка на проспекте Вернадского Фаина Халилова. Гаглоеву же министерство культуры будто бы в качестве своебразной «компенсации» предложило директорскую должность в Петербурге.


Программа "Городовой". Тема: "Неисправные лифты". Телекомпания "АБ-ТВ", Москва 24.

Разговоры о тотальном кризисе отечественного цирка – если не как искусства, то точно как коммерчески успешного продукта индустрии развлечений - ведутся все последнее десятилетие. С тех пор, как в Россию зачастили с гастролями цирковые проекты мирового масштаба – начиная от команды, собранной Вячеславом Полуниным и устроившей грандиозные церемонии открытия и закрытия московской театральной Олимпиады летом 2001 года и заканчивая Цирком дю Солей.

Конкурс на пост нового директора главной руководящей цирковой организации страны проводился именно под девизом вывода отечественной цирковой индустрии из кризиса, радикального повышения ее конкурентоспособности. Программы, которые выдвигались на конкурс, должны были, прежде всего, предложить финансовые и художественные схемы реорганизации российского цирка.

Как сообщил «Фонтанке» сам Вадим Гаглоев, он действительно получил предложение из Министерства культуры РФ занять директорский пост в петербургском Цирке на Фонтанке именно после проигранного им конкурса на главную должность в Росгосцирке. Гаглоев предполагает, что на министерских сотрудников произвела впечатление разработанная им финансовая антикризисная схема. Она основана на привлечении внебюджетных средств без передачи самого цирка в собственность инвесторам. Как утверждает Гаглоев, существует механизм концессионных соглашений, согласно которому руководство цирка должно создать управляющую компанию, а та в свою очередь возьмет на себя обязательства по обеспечению коммерчески прибыльного продукта. То есть, суть нового механизма заключается в том, что руководство будет нести ответственность за то, чтобы вверенная ему организация могла отдавать долги инвесторам, тогда как по ныне действующей схеме директор подобных обязательств брать на себя не может.

С другой стороны, совершенно очевидно, что человек, берущий на себя руководство цирком, должен хоть немного разбираться в особенностях этого очень специфичного искусства, так же, как, скажем, административный руководитель оперного и балетного театра должен разбираться в опере. Сравнение, понятно, возникло не случайно. Ассоциации с Михайловским театром, который в 2007 году возглавил банановый магнат Владимир Кехман, сами собой напрашиваются. Причем, насколько известно «Фонтанке», Кехман до директорства в Михайловском никогда не занимался театром как бизнесом, и его первые шаги по стезе театрального искусства нередко оборачивались анекдотами, не забытыми и до сих пор. Однако сейчас уже никто не станет отрицать, что Михайловский усилиями господина Кехмана из руин поднялся и на данный момент составляет реальную конкуренцию не только отечественным музыкальным стационарам.

Однако, историю с Кехманом стоит рассматривать, скорее, как исключение. Случаев, когда директора губили творческие организации, стремясь без оговорок приложить законы бизнеса к творческому процессу, несравнимо больше, и серия скандалов в театрах страны – от Нижнего Новгорода до столицы – связана именно с «рыночным» подходом администраторов к искусству. Огульно ругать директоров тоже, конечно, странно, но и нельзя не согласиться, что каждый коммерсант, приходящий руководить творческой структурой, – кот в мешке. Никто не мог предположить, что Кехман проявит столь редкое даже у творческих людей чутье на молодые таланты, и до сих пор неслыханная дерзость директора бывшего нафталинного МаЛеГОТа и при этом явная художественная состоятельность его проектов шокируют культурную общественность. А то, какой феерической скороговоркой Владимир Кехман произносит невыговариваемые имена звезд мирового балета, до сих пор воспринимается как дивный аттракцион.

Чем обернется (если оно случится) назначение на пост директора Цирка на Фонтанке Вадима Гаглоева, предположить невозможно. У него есть разве что пара очков вперед, обеспеченная тем фактом, что лет десять назад он на правах продюсера приобрел цирковой проект «Кракатук». Проект до сих пор жив, путешествует по России и Европе в собственном шатре, приобретенном как раз господином Гаглоевым, а точнее, компанией «Метрополия», занимающейся недвижимостью и ресторанным бизнесом, где Гаглоев возглавляет совет директоров. То есть, некоторый опыт руководства цирковой (правда, негосударственной и по масштабам практически карманной) структурой у Вадима Гаглоева есть. Правда пикантности ситуации придает то, что ка утверждают в петербургском Цирке - вопрос с оплатой аренды с компанией Гаглоева им пришлось решать через суд, якобы "Кракатук" задолжал 2 миллиона рублей.

Что касается взглядов возможного нового директора на реорганизацию Цирка на Фонтанке, то он вполне разумно рассуждает о том, что модель цирка-дивертисмента с номерной структурой представлений осталась в прошлом веке. Что на смену ей давно пришел сюжетный цирк. Что драматические режиссеры с мировым именем работают в цирке с неменьшим азартом и профессионализмом, чем в опере. В качестве примера Глагоев приводит непосредственно «Кракатук», постановку ведущего российского режиссера Андрея Могучего, где зрелищность, сюжетность, современный технический уровень и мастерство артистов достойно сочетаются.

«Обидно, что Цирк дю Солей, который приезжает к нам теперь регулярно, затыкает за пояс российский цирк с его колоссальными традициями. Не секрет ведь, что хозяин Цирка дю Солей Ги Лалиберте всю свою юность провел именно в российском цирке и отсюда почерпнул многие принципы и законы своего последующего успеха», - резонно утверждает Вадим Гаглоев. Он даже навскидку предложил название, которое кажется ему вполне приемлемым для нового, сюжетного российского цирка: повесть Гоголя «Вий». При этом он подчеркнул, что российский цирк ни в коем случае не должен превратиться в Цирк дю Солей – стать, к примеру, вегетарианским: по утверждению Гаглоева, животные с арены не исчезнут точно.

Комментарии действующего директора Цирка на Фонтанке, Григория Гапонова, – он, кстати, в последние два года является еще и председателем правления петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры, - «Фонтанке» получить не удалось, по одному из телефонов цирка сообщили, что он находится на больничном с воспалением легких. Однако, несложно предположить, что он мог бы ответить на вопрос о старомодности и коммерческих проблемах его цирка: любая реорганизация требует финансовых вложений, а государство в таких случаях немедленно вспоминает про небюджетные средства. При таком раскладе проблема волюнтаристских назначений и «котов в мешке» в сфере культуры представляется непреодолимой.

Справка:

Вадим Черменович Гаглоев предприниматель, бывший директор Агентства по управлению имуществом ЦАО г. Москвы. В Агентстве он проработал более двенадцати лет, пройдя по карьерной лестнице все ступени, был начальником отдела, управления, затем заместителем директора, 1-м заместителем, и в 2000 году возглавил Агентство по управлению имуществом ЦАО г. Москвы, став его директором. В этой должности проработал до ноября 2004 года.

Наиболее значимыми объектами, в реконструкции которых пришлось участвовать Вадиму Гаглоеву, были комплекс зданий Большого театра и Гостиного Двора (являлся членом, а впоследствии и председателем наблюдательного совета ОАО «Гостиный Двор»). В ноябре 2004 года Вадим Гаглоев ушел с государственной службы, став советником Председателя правления ОАО МАБ «Темпбанк». А в июле 2006 года им была организована группа компаний «Метрополия», во главе с ООО «Метрополия», генеральным директором которой он является по настоящее время. Группа занимается инвестициями в недвижимость.

Успешно работают два ресторана «Лемончелло» (Совместный проект со Степаном Михалковым), и два предприятия быстрого питания «Гринланч» в Москве.

С июля 2005 года – Председатель Попечительского Совета ежегодного фестиваля искусства и кинематографа в Ницце (Франция), в котором принимали участие: Московский ТЮЗ, Формальный театр А. Могучего, Московский театр «Тень», Государственный ансамбль танца «Лезгинка» (Дагестан), Омский театр Драмы, Национальный театр драмы Саха-Якутия, Инженерный театр «Ахе» и многие другие творческие коллективы и исполнители.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Источник: Фонтанка.ру

Новости

rss