Статьи

Главная Новости

Совместная проверка налоговиков и полиции: в чем опасность

Опубликовано: 06.09.2018

видео Совместная проверка налоговиков и полиции: в чем опасность

"Вижу - знаю". 10 серия

Фото: Flickr

Александр Тыкман,  Руководитель коммерческой практики юридической компании «Энсо», Москва – Екатеринбург



На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье  

Чем обернется для Генерального Директора совместная проверка налоговой и органов внутренних дел О какой сумме неуплаченных налогов контролеры заявят в полицию  

Также Вы прочитаете


Простое товарищество в кейсах. Примеры законной оптимизации

Как налоговики способствуют возбуждению уголовных дел в отношении директоров: примеры из судебной практики Какие еще организации могут сообщать сведения о деятельности компании в МВД

У налоговой службы есть право заключать с полицией, таможней и другими госструктурами различные соглашения. На сегодня таких соглашений действует больше 50. В частности, чиновники договорились делиться информацией о компаниях, нарушающих налоговое законодательство, кроме того, проводят совместные проверки. В этой статье я расскажу, какие данные налоговая инспекция сообщает органам внутренних дел и чем передача этих сведений грозит Генеральному Директору. Добавлю, что правила взаимодействия между двумя ведомствами установлены приказом МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 №495/ММ-7-2-347 (далее – Приказ).

ТОП-6 самых важных статей для руководителя:

Сведения о возможных нарушениях законодательства

Если у инспекторов ФНС появятся свидетельства того, что компания нарушает налоговое законодательство, они направят в МВД мотивированный запрос на проведение совместной выездной проверки. К этому запросу обязательно будут приложены копии доказательств. Проверяющие опираются главным образом на данные, которые предприятия указывают в декларациях; увидев, например, что у компании низкая налоговая нагрузка, они могут решить, что налоги недоплачиваются. Иногда контролеры руководствуются заявлениями обиженных сотрудников, сведениями, полученными по телефону доверия, или считают, что контрагенты налогоплательщика обладают признаками фирм-однодневок. К сожалению, довольно часто сведения, передаваемые инспекторами в МВД, – это информация ограниченного доступа (см. Стоит ли требовать у налоговиков объяснений).

Собранную информацию налоговики вправе сообщить в органы внутренних дел как перед началом, так и в процессе выездной проверки. Конечно, полиция может отказаться от участия в проведении совместной проверки, однако надеяться на это не стоит. В чем опасность такой проверки? У полиции полномочия гораздо шире, чем у налоговиков. Например, они могут производить опрос сотрудников компании, осмотр помещений, выемку документов (п. 8 приложения №1 к Приказу). Стоит ли говорить, что такая совместная проверка по количеству и размеру выявленных нарушений более плодотворна.

Пример 1. Сотрудники ИФНС по Кировской области заподозрили компанию «Спецмост» в нарушениях налогового законодательства. В результате управление по налоговым преступлениям УВД Кировской области провело совместно с ИФНС проверку, в ходе которой было установлено, что директор компании уклонился от уплаты НДС на сумму свыше 10 млн руб. Суд признал руководителя виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 199 и частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса РФ. Наказание – штраф 500 тыс. руб.; см. приговор Первомайского районного суда г. Кирова от 22.01.2010 по делу №1-22/2010 (1-434/2009).

Пример 2. Чиновники ИФНС предположили, что научно-производственное предприятие «Опус» платит налоги в недостаточном размере. Совместная проверка установила: налоги компания перечисляла своевременно, а вот рассчитывала их неверно, что привело к образованию крупной недоимки. Материалы проверки были переданы в полицию. Предприятие обжаловало действия контролеров в арбитражном суде, который признал недействительным решение налоговиков в части, достаточной для отказа в возбуждении уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса (решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2005 №А60-16360/2005-С8). Оперативные мероприятия МВД в отношении руководителя компании были приостановлены, а после вступления решения суда в силу – прекращены.

Внимание!  Порядок проведения совместной проверки ИФНС и полиции – такой же, как у обычной выездной проверки. Однако обязательно имейте в виду: если налоговые инспекторы направили запрос в органы внутренних дел до начала проверки, то фамилии оперативников должны быть вписаны в решение о ее проведении; если же запрос отсылается в ходе мероприятия, то руководителю ИФНС следует внести изменения в состав группы проверяющих. В любом случае налоговики обязаны под расписку ознакомить Генерального Директора с этими документами. Выяснить, имеют ли право оперативники участвовать в совместной проверке, – задача Ваших юристов.

Стоит ли требовать у налоговиков объяснений

УФНС по г. Москве решило провести выездную проверку компании «Русатомкапитал» совместно с полицией. Глава предприятия направил налоговикам письменное заявление с просьбой объяснить причины такого шага. Однако руководитель управления не дал ответа по существу, написав, что эта информация – служебная тайна. Тогда фирма обратилась в арбитражный суд. Она просила обязать руководителя УФНС по г. Москве изложить основания и причины привлечения полицейских к проведению выездной налоговой проверки. Дело рассматривали суды трех инстанций. Вердикт был таков: нормативные акты не предусматривают возможность получения компанией подобной информации, а отказ в ее предоставлении не нарушает конституционных прав налогоплательщика (см. постановление ФАС Московского округа от 24.05.2006 №КА-А40/4093-06).

По материалам автора статьи

Данные о недоимке по налогам, пеням и штрафам

Налоговики обязаны информировать полицию о недоимке при наличии одновременно двух условий (п. 3 ст. 32 НК РФ).

В ходе проверки выявляется недоимка в крупном или особо крупном размере, а значит, возникают основания предполагать, что совершено преступление. Напомню, крупной считается сумма недоплаченных налогов в размере больше 2 млн руб. за три финансовых года (если не уплачено свыше 10% общей суммы налогов) либо 6 млн руб. Особо крупной – сумма больше 10 млн руб. за три финансовых года (если не уплачено свыше 20% общей суммы налогов) либо 30 млн руб. (ст. 199 и 199.1 УК РФ). Имеется требование ФНС об уплате выявленной недоимки, однако оно не исполнено ни в указанный срок, ни в течение двух последующих месяцев.

Результат передачи информации в полицию – возбуждение уголовного дела в отношении Генерального Директора и главного бухгалтера компании . Если следственные органы не обнаружат состава преступления в их действиях, они вынесут решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении и уведомят об этом налоговую службу. Получив такое уведомление, налоговики будут решать вопрос о привлечении должностных лиц к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ.

Пример 1. При проверке компании «Оскон-Вятка» ИФНС по Кировской области выявила недоимку по единому социальному налогу на сумму 783 тыс. руб. В ходе проверки было установлено, что директор фирмы в течение 2006 года вносил в налоговую декларацию ложные сведения об оплате труда. Зарплаты были намного меньше сумм, выдававшихся сотрудникам в конвертах. Материалы, подтверждающие наличие недоимки, отправили в УВД Кировской области. В отношении директора было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 199 Уголовного кодекса. Суд признал его виновным, назначив штраф 100 тыс. руб. (приговор Октябрьского районного суда г. Кирова от 10.09.2008 по делу №1-403/2008). Добавлю, что это дело было заведено в 2008 году, когда крупной недоимкой считалась сумма свыше 500 тыс. руб.

Пример 2. По результатам проверки предприятия «Тюменьгипрозем» была обнаружена недоимка по НДС и налогу на прибыль в особо крупном размере – 18,9 млн руб. за период с апреля 2008 года по март 2009 года. Материалы проверки налоговики передали в УВД Тюменской области. Следствие установило, что в 2008 году директор заключил с областным департаментом имущественных отношений контракты на землеустроительные работы в 81 садоводческом товариществе. Большая часть работ была выполнена, однако формально их проводили другие фирмы, с которыми руководитель «Тюменьгипрозема» подписал договоры субподряда. Следствие также установило, что по указанию главы предприятия искажались данные в бухгалтерской и налоговой отчетности. В июле 2009 года топ-менеджер был уволен. Следственные органы возбудили в отношении него уголовное дело по пункту «б» части 2 статьи 199 Уголовного кодекса.

Внимание!  В отличие от передачи других сведений в МВД, отправки данных о недоимке можно избежать. Для этого достаточно просто погасить имеющуюся задолженность.

Сведения о сокрытии денег (имущества), за счет которых должно производиться взыскание налогов

Вместе с информацией о недоимке по налогам в органы внутренних дел сообщаются сведения об имуществе, которое Генеральный Директор скрыл от налоговиков. Поскольку сокрытие имущества или денег – преступление (ст. 199.2 УК РФ), результатом передачи этих данных будет возбуждение уголовного дела в отношении главы предприятия.

Пример 1. Налоговики Нижнего Тагила (Свердловская область), проверив компанию «Уралгазстрой», выявили недоимку по налогам за 2006–2008 годы на сумму свыше 10 млн руб. ИФНС потребовала погасить задолженность и приостановила операции компании по всем ее счетам в 10 банках. Однако директор предприятия, не уведомив налоговую службу, открыл в двух других банках новые счета, через которые и стал вести расчеты с поставщиками и подрядчиками. Таким образом мимо контролеров прошло почти 110 млн руб. Узнав об этом, налоговики передали сведения в следственные органы, которые возбудили уголовное дело по статье 199.2 Уголовного кодекса. Суд признал главу компании виновным и назначил ему наказание в виде штрафа 200 тыс. руб. (приговор Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила от 08.11.2011 по делу №1-476/2011).

Пример 2. В ходе проверки компании «Варненская ДПМК №1» контролеры ФНС обнаружили недоимку по налогам в размере около 8 млн руб. Налоговики предъявили требование погасить долг, однако директор предприятия начал вести финансовые операции через расчетные счета третьих лиц. Сумма сокрытых денежных средств, из которых следовало уплатить недоимку, составила примерно 18 млн руб. Материалы о нарушениях инспекторы передали в следственные органы; было возбуждено дело по статье 199.2 УК РФ. Суд признал директора виновным и оштрафовал его на 160 тыс. руб. (приговор Варненского районного суда Челябинской области от 05.05.2009 по делу №1-59/2009).

 

Данные о противодействии компании проверяющим

Налоговики могут обращаться в полицию, если действия работников проверяемой компании угрожают безопасности, жизни и здоровью инспекторов. Тогда сотрудники органов внутренних дел будут выступать скорее в роли телохранителей. Процедура привлечения полицейских – та же, что и при передаче других данных. И последствия те же самые: компанию ждет совместная выездная проверка с усиленным поиском нарушений. Так что постарайтесь подобных ситуаций не допускать – тем более что сопротивление действиям должностного лица при исполнении им своих обязанностей могут квалифицировать как административное правонарушение либо как преступление (ст. 19.4–19.6 КоАП РФ, ст. 318, 319 УК РФ).

Что делать, если совместные проверки налоговиков и полицейских необоснованны

Следите, соблюдают ли контролеры установленные процедуры. В частности, обратите внимание на такие детали.

Решение о проведении совместной налоговой проверки должно быть оформлено по всем правилам (убедиться в этом – задача Ваших юристов). В частности, оно должно содержать имена и должности полицейских, участвующих в мероприятии. Если этот документ не оформлен по правилам, доказательства, собранные полицией, суды признают недопустимыми – см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 №Ф04-2275/2008(3239-А27-15), ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2009 №А52-1020/2008.

Срок проверки не может превышать двух месяцев. В определенных случаях ее продолжительность может быть увеличена до четырех и даже шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). В таком случае Ваши юристы должны проанализировать, обоснованно ли продление мероприятия.

Акт совместной налоговой проверки, которая проводится с участием полиции, составляется в трех экземплярах.

Если, по Вашему мнению, контролеры выходят за рамки полномочий – обжалуйте их действия в вышестоящей инстанции или в суде. Напомню, что права и обязанности проверяющих перечислены в главе 14 Налогового кодекса РФ и статьях 27–28 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции».

Конечно, никто не лишает Вас права обжаловать само решение о привлечении компании к ответственности. Но нужно помнить, что обращаться в суд можно только после того, как Вы обжаловали решение в вышестоящем органе.

Какие еще учреждения передают сведения о компаниях в МВД

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами. Государство усиленно борется с отмыванием денег, полученных преступным путем. Поэтому банки, страховые компании и операторы платежных систем должны отслеживать подозрительные действия клиентов и сообщать о них в полицию. К таким действиям, в частности, относятся (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ):

снятие со счета или зачисление на счет предприятия наличных денег в размере более 600 тыс. руб. (либо их эквивалента в валюте); внесение физическим лицом в уставный капитал фирмы наличных денег в размере более 600 тыс. руб. (либо их эквивалента в валюте); зачисление более 600 тыс. руб. (эквивалента в валюте) на счет или их списание со счета компании, работающей меньше трех месяцев с момента регистрации. 

Кроме того, отслеживать подозрительные операции закон обязывает адвокатские и нотариальные конторы, юридические и бухгалтерские фирмы. Правда, критерии того, какие операции этим учреждениям считать подозрительными, очень размыты. О своих сомнениях названные организации должны сообщать в Росфинмониторинг. Эта служба проверяет информацию, запрашивая у заподозренной компании необходимые документы. Если подтверждается, что сделка связана с отмыванием денег или финансированием терроризма, Росфинмониторинг направляет информацию в полицию, которая возбуждает дело по статье 174, 174.1 либо 205.1 Уголовного кодекса. Трудовая инспекция. Сотрудники этой структуры вправе отсылать в МВД материалы для привлечения к ответственности руководителей компаний, если выявят признаки таких преступлений, как нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ), необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение (ст. 145 УК РФ), невыплата зарплаты (ст. 145.1 УК РФ).

Информацию в МВД передают также Государственный пожарный надзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор. Они сообщают сведения о нарушении правил безопасности при проведении строительных работ, правил безопасности на взрывоопасных объектах, правил пожарной безопасности (ст. 216, 217, 219 УК РФ), правил охраны окружающей среды (ст. 246 УК РФ) и преступлениях, предусмотренных статьями 247–252, 254–262 Уголовного кодекса.

По материалам автора статьи

Справка

Александр Тыкман  окончил Уральскую государственную юридическую академию. Работал юристом в фирме «Хлеб», корпорации «Текс», компаниях «Пятое измерение», «Городская афиша», «Инвестком» (все – Екатеринбург). С 2007-го – в «Энсо». Специализируется на юридической экспертизе договоров, защите интересов клиентов в арбитражном суде и других госорганах, разработке локальных актов предприятия, составлении схем развития бизнеса.

«Энсо»

Сфера деятельности: юридические услуги

Форма организации: ЗАО

Территория: Москва, Екатеринбург

Численность персонала: 50

Основные клиенты: администрация г. Екатеринбурга, Машиностроительный завод им. М.И. Калинина, Нижнетагильский металлургический комбинат, ОГК-1, металлургический завод «Электросталь», строительный холдинг RBI

Новости

rss