Статьи

Главная Новости

Без права на ошибку: как пилоты приводняли пассажирские лайнеры

Опубликовано: 06.09.2018

Каждый перелет на самолете начинается с показательного выступления стюардессы о том, как правильно надевать спасательный жилет. Да и в буклетах с техникой безопасности рассказывают, как правильно спускаться из авиалайнера на воду. Между тем многие пассажиры скептически относятся к этой информации, ведь приводнение самолета вживую не только никто не видел, но и мало кто о подобном слышал.

При этом посадка на воду – совсем не миф, а реальность. Таких случаев действительно было довольно мало, но каждый из них позволил спасти жизни десятков людей. «МИР 24» решил вспомнить самые яркие случаи приводнения лайнеров, которые вошли в историю.

21 августа 1963 года. Рейс Таллин – Москва

Эта история могла бы стать сценарием для фильма-катастрофы. Ту-124 вылетел из Таллина утром и уже через несколько часов должен был благополучно приземлиться в Москве. На борту – 45 пассажиров и семь членов экипажа.

Но все пошло не по плану с самого начала. Сразу после взлета отказало переднее шасси. Возвращаться в Таллин не рискнули – был густой туман. Решили лететь в Ленинград. В небе над северной столицей глохнет сначала левый двигатель, а затем и правый. Диспетчеры уже начали прощаться с командой самолета, когда бравые пилоты решились на отчаянный шаг.

К посадке на воду в Советском Союзе не готовили. Но терять уже было нечего. Это был единственный шанс на спасение десятков жизней. Самолет приводнили на Неву. Об этом событии долгое время ничего не было известно. И вот совсем недавно телеканал «МИР» получил доступ к документам, в которых оно описывается.

18 августа в 10.15 смотрите на телеканале «МИР» фильм «Иду на Неву» о подвиге советских пилотов. Очевидцы и участники тех событий рассказали все о легендарной посадке лайнера на воду.

16 октября 1956 года. Рейс Гонолулу – Сан-Франциско

Вы летите над Тихим океаном. Во все четыре стороны – водная гладь на многие километры. И тут начинает отказывать двигатель. Ситуация страшная, и именно она произошла с Boeing 377, который летел из Гонолулу в Сан-Франциско. На борту – 24 пассажира и семь членов экипажа.

Второй пилот попытался починить неисправный мотор, но это только привело к расходу горючего. Стало понятно, что до Сан-Франциско лайнер не долетит. Чтобы набрать высоту, экипаж попытался перевести двигатели во взлетный режим. Это привело к еще большим поломкам. В результате первый пилот приказал готовиться к посадке на воду.

Самолет сбросил высоту до полукилометра и еще несколько часов летел над водной гладью на низкой скорости. Так экипаж пытался израсходовать все оставшееся топливо, чтобы избежать взрыва, а также дождаться рассвета, чтобы лайнер могла заметить береговая охрана. Примечательно, что стюардессы догадались перевести всех пассажиров из хвоста самолета в нос. Хвост отвалился при посадке, и несколько жизней удалось спасти. Спустя несколько минут после приводнения, потерпевших крушение подобрала береговая охрана.

22 ноября 1968 года. Рейс Токио – Сан-Франциско

Еще один авиационный инцидент произошел с рейсом в сторону Сан-Франциско. Похоже, американский город преследует некий злой рок. Самолет Douglas DC-8-62 авиакомпании Japan Airlines. Лайнер с 96 пассажирами и 11 членами экипажа на борту вылетел из Японии и долгое время полет проходил нормально, с небольшими проблемами, которые не должны были повлиять на посадку самолета.

Однако уже в Сан-Франциско выяснилось, что на судне неверно работают высотометры. Беда, как это обычно и бывает, не приходит одна, у аэропорта в этот день было туманно, и видимость еле позволяла сесть на полосу. Пилоты все же попытались приземлиться, но чуть не разбились из-за невозможности оценить высоту.

Командир судна Кохэй Асо включил на полную мощность двигатели, лайнер протащило на несколько километров вперед и ударило об воду. Сам пилот не понял, как это произошло, но быстро сориентировался и дал команду эвакуироваться с самолета. В результате никто из пассажиров не пострадал, а Асо был понижен в должности до второго пилота без права возвращения на предыдущее место.

17 июля 1972 года. Испытательный полет над Икшинским водохранилищем

Конечно, не всегда посадки на воду были связаны с непосредственной опасностью для пассажиров. В 1972 году пилоты проводили испытательный полет Ту-134 в Подмосковье. На борту находились пять человек – два пилота, штурман и два бортмеханика.

Все дело в том, что лайнер долгое время находился в режиме ожидания перед полетом. У него разрядились аккумуляторы, а перед вылетом почему-то об этом никто не подумал. В результате уже в воздухе остановились все топливные насосы, перестали работать двигатели. Судно не смогло бы пролететь и нескольких километров, поэтому пилоты приняли решение садиться на Икшинское водохранилище.

Посадка прошла успешно, никто не пострадал, а самолет не был разрушен. Правда, лайнер больше не использовали. Его перевезли на соседние Клязьминское водохранилище и долгое время он служил как тренажер для экипажей.

22 октября 1962 года. Рейс Маккорд – Элмендорф

В год проводятся тысячи таких рейсов по всей планете. Пассажирский самолет перевозит военных и их семьи с одной военной базы на другую. Но именно путешествие на Douglas DC-7CF чуть не погубило 102 человека.

Причина проста и прозаична для северных широт. В самолете заледенел карбюратор. Своими силами справиться с этой проблемой экипаж не смог, поэтому было принято решение свернуть к воде и посадить лайнер на воду в бухте Ситка.

Приводнение произошло без особых инцидентов, во время посадки никто не пострадал. Правда, при эвакуации некоторые пассажиры умудрились получить травмы, самая серьезная из которых – перелом ноги.

15 января 2009 года. Рейс Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл

Зима 2009 года принесла Америке новое чудо. Чудо на Гудзоне. Авиалайнер A320-214 приземлился на реку в Нью-Йорке, когда казалось, что никакой надежды уже нет. 155 человек на борту успели попрощаться со своими родными и приготовиться к смерти, но героические действия экипажа помогли спасти всех.

Счастливый и безмятежный полет продолжался ровно 90 секунд. После этого диспетчерам поступили сообщения о стае казарок, которые влетели в лайнер и, кажется, попали в оба двигателя. В считанные секунды они были выведены из строя.

На принятие решения у команды было около 20 секунд. Опытный пилот ВВС США Чесли Салленбергер решил сажать самолет на воду. Как оказалось позже, это был единственный возможный вариант, при котором выживали все пассажиры. Командир смог провести лайнер над мостом Джорджа Вашингтона и практически без проблем приземлить самолет напротив 42-й улицы.

Пассажиры вышли на крылья судна, а через несколько минут их подобрали проплывающие мимо судна. Из-за низкой температуры воды, около половины всех переживших инцидент обратились к медикам с симптомами переохлаждения. Серьезные травмы получили только пять человек. «Чудо на Гудзоне» стало одним из самых известных инцидентов с посадкой пассажирского лайнера на воду.

К сожалению, это все известные случаи приводнения воздушного судна, которые обошлись без жертв. Все-таки посадка на воду – это сложнейший элемент, который не так часто отрабатывают пилоты. В случае с Ту-124 на Неве пилотам вообще никогда не рассказывали, как вести себя в такой нештатной ситуации. И все-таки импровизация сработала – все остались живы. Подробнее об этом случае смотрите в документальном фильме  «Иду на Неву» на телеканале «МИР» 18 августа в 10.15.

Новости

rss