Статьи

Главная Новости

Чему научили сибиряков три городские агломерации

Опубликовано: 01.09.2018

Даже при наличии хорошей работы и зарплаты люди переезжают туда, где комфортнее жить. Сделать городскую среду удобной и недорогой, увеличить количество суммарного счастья ее жителей сможет агломерация — объединение нескольких городов и населенных пунктов, создание устойчивых экономических и социальных связей между ними, считает Алексей Козьмин , руководитель Центра урбанистики Томского государственного университета и советник мэра Иркутска. Он был участником трех первых попыток создания сибирских агломераций, и на научно-практической конференции «Россия 2016: города и гражданское общество как факторы выхода из кризиса» в Барнауле рассказал, что из этого получилось.

Иркутск-Ангарск-Шелехов

– Эксперты считают, что современный город должен доставлять его жителям и гостям максимум возможностей проведения интересного досуга. Например, урбанист Вячеслав Глазычев говорил, что город отличается от негорода или недогорода наличием общественных пространств, тех мест, которые никому, кроме жителей, не принадлежат. И даже Аристотель в свое время утверждал, что счастье заключается в досуге.

Как этого добиться? Если вы посмотрите на карту Иркутска и его окрестностей, то можете увидеть, что рядом с Иркутском расположено два города — Ангарск и Шелехов. Ангарск создавался после Великой Отечественной войны как город-спутник для размещения там нефтехимической промышленности, а впоследствии — атомного комплекса. Шелехов строился несколько позднее для размещения там алюминиевого производства. Сейчас эти три города и расположенные меду ними Иркутский, Ангарский и Шелеховский районы образуют агломерацию, где достаточно плотно сведено более миллиона человек. 10 лет назад была попытка связать между собой эти три города и населенные пункты. Предполагалось развитие инженерной и транспортной инфраструктур, решение вопросов водоочистки и теплоснабжения. Была еще одна задача, связанная с тем, чтобы эти города работали, как единый рынок труда, недвижимости, площадка для торговли.

Проект прошел несколько стадий общественного обсуждения, но к сожалению по политическим мотивам не получил свою реализацию. Там было несколько причин, связанных с межмуниципальным взаимодействием, застройщиками, которым этот проект не очень нравился, с политической ситуацией вокруг губернатора. Теперь, когда прошло 10 лет, мы можем видеть последствия. Агломерация, конечно, все рано развивалась, но хаотично.

Территория вокруг Иркутска бесконтрольно расползается, застраивается малоэтажными, и многоэтажными поселками, идет строительство 17-этажных зданий. Это создает серьезные проблемы, связанные с транспортным обеспечением, с инженерной и социальной инфраструктурой. Например, в непосредственной близости к городу строится микрорайон Березка с населением около 5–7 тыс. человек, и никаких рабочих мест, школ, детских садов там нет, и с городом он соединен узкой двухполосной дорогой. И все проблемы этого нового микрорайона так или иначе ложатся на город.

Мэру города предъявляют претензии: разместите наших детей в школы, дайте нам нормальные поликлиники и дороги. Но даже если мэр города захочет это сделать, он не может: это территория другого муниципального образования, тратить на нее деньги запрещено. В то же время Иркутский район заинтересован, чтобы на его территории велось строительство — это доходы в бюджет. Но, несмотря на городской характер застройки, это сельская территория, и обслуживают ее по сельским нормативам. Там нет, например, обязательной доступности школы в радиусе 1000 метров или детского сада в радиусе 500 метров.

У муниципалитетов разные интересы, и урегулирование конфликта интересов редко случается добровольно. Приходится вмешиваться областным властям, чтобы усадить муниципалитеты за стол переговоров, как это в свое время было в Томске. Моя личная позиция: в рамках агломерации должна быть специальная конструкция, способная урегулировать эти сложности.

В утвержденном генеральном плане Иркутска запланировано строительство недвижимости вокруг города еще на 400 тыс. человек. Все прекрасно понимают, что это практически 2/3 населения Иркутска. Застройщики будут строить; конечно, не в таком объеме, а меньше — но что мы получим? На периферии будут создаваться поселки, население будет размываться из центра города, из советских еще микрорайонов, хрущевок. Город будет размазываться, центр города — маргинализоваться, туда заселятся мигранты. Всю эту историю прошли многие американские города и некоторые европейские. И конечно, здесь надо принимать серьезные меры, развивать агломерацию и регулировать застройку.

Большой Красноярск

В Красноярске создали схему развития агломерации в 2009 году. Я участвовал в этой работе, ее курировал губернатор Хлопонин. После ухода Хлопонина политическая воля пропала, схема агломерации не была реализована. Но в отличие от Иркутска в Красноярске достаточно хороший ландшафт, который позволяет вести застройку города с высокой плотностью. Мэр города принял правильное, на мой взгляд, решение не увеличивать границы города и сосредоточиться на развитии городской территории. Была сделана ставка на включение в городскую жизнь набережных Енисея и других рек, на развитие связанных между собой населенных зон и на изменение вектора развития, потому что предыдущий генплан предусматривал строительство новых микрорайонов непосредственно рядом с алюминиевым заводом.

Ситуация с экологией в Красноярске, мягко говоря, не очень хорошая, и есть дискуссия относительно новой жилищной застройки — город либо должен двигаться на запад и прижиматься к алюминиевому заводу, либо уходить на восток, где неплохая экология, но где расположены зеленые массивы. Ведется очень жесткая общественная дискуссия, одни из ее участников говорят: нас не интересует, где вы будет строить дома, хоть за пределами города, но не трогайте зеленую зону. Другие жители города, наоборот — будем жить в зеленой зоне, дома и микрорайоны нового типа вписывать в зеленую среду.

Томск-Северск

Томская агломерация обсуждается с 2004 года. Основные города, которые ее образуют — Томск и Северск. Северск, закрытый город «Росатома», в котором проживает 115 тыс. человек, расположен всего лишь в 12 км от Томска — практически это один город.

Жители Северска ежедневно ездят в Томск на работу, на учебу, за развлечениями, за покупками, но общение между городами затруднено. У городов «Росатома» всегда была такая специфика, что их горожане считали себя элитой, во всем превосходящей своих соседей, поэтому с агломерацией бывают проблемы: «Мы самостоятельные, у нас центральное обеспечение».

По мере уменьшения размера дотаций из федерального бюджета диалог начал налаживаться, и вот сейчас идет обсуждение агломерации Томск-Северск-Томский район. Получается неплохой проект города-университета, города высоких технологий. Проект утвержден на федеральном уровне, в него включены очень многие предприятия ТГУ и промплощадки Северска.

Остается много проблем, связанных с застройкой Томского района. Не так давно мэр Томска решил вопрос с парковками в новых жилых районах — теперь застройщик должен предусматривать не менее одного машиноместа на квартиру. Но застройщики начали искать места в Томском районе, в непосредственной близости от Томска, где эти нормы не действуют. И сейчас там жилые массивы без парковок, панельное домостроение в 17 этажей. Когда человек покупает квартиру, он часто ищет, где дешевле. Это на периферии. Но ему приходится тратить на дорогу 1,5–2 часа, пользуясь не очень хорошим общественным транспортом. Можно назвать такого человека счастливым? По моему мнению, никак нельзя. 

Далее в рубрике «Мама, ты у меня самая красивая» Зачем барнаульские волонтеры устраивают «женский день» для семей с особыми детьми Читайте в рубрике «Общество» Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знать В ближайшую пятницу 13-го на Земле ожидается частичное солнечное затмение. Сочетание «мистической» даты с этим ярким астрономическим событием уже породило в соцсетях немалое число наполненных тревогой постов…

Новости

rss